Эксперты обсудили этапы развития внешнеполитического курса РФ на центральноазиатском направлении
Поворот России на Восток, о котором так долго говорили эксперты, становится необходимостью в условиях новой геополитической картины мира.
В частности, уже сейчас Российская Федерация должна переосмыслить взаимодействие со своими центральноазиатскими партнерами, в частности, с крупнейшей экономикой региона — Узбекистаном.
Именно этой теме была посвящена дискуссия, организованная Экспертным клубом «Урал-Евразия» совместно с Ташкентским филиалом Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Почетным гостем мероприятия стал руководитель представительства Россотрудничества в Узбекистане Михаил Вождаев.
Участники встречи обсудили этапы развития внешнеполитического курса России на центральноазиатском направлении с 1991 года по настоящее время, экономическую составляющую участия России в развитии региона, а также вопросы безопасности, которые лежат в основе любых инвестиционных и гуманитарных проектов.
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ЭК «Урал-Евразия» Рустам Ганиев рассказал об этапах развития внешнеполитического курса России на центральноазиатском направлении с 1991 года и отметил, что вплоть до 2011 года, за исключением короткого периода в 1990-е годы, Центральная Азия не представляла для России особого интереса.
Руководитель представительства Россотрудничества в Узбекистане М. Вождаев также подтвердил нацеленность России на развитие и укрепление разносторонних связей в регионе.
Председатель Общества российско-туркменской дружбы «Соотечественник» Максат Сапармурадов обратил внимание участников на то, что необходимо взять на контроль проблему невозвращения выпускников российских вузов из стран Центральной Азии, получивших квоту по линии Россотрудничества, а также предложил выделять квоты не только в России, но и в филиалах российских вузов в странах региона.
Российского участия ждут не только в плане подготовки кадров. Как рассказали участники из Узбекистана, реализацию целого ряда региональных инфраструктурных проектов невозможно представить без России.
— Узбекистан заинтересован в строительстве железной дороги, соединяющей его с Китаем, через Киргизию, но реализация этого проекта требует прямого российского участия, — отметил к.и.н., с.н.с. Института государства и права АН РУз Шавкат Рахматуллаев. — Во-вторых, стоит вопрос об эффективном использовании человеческого ресурса на благо наших стран. Мы видим большую перспективу в использовании тех избыточных трудовых ресурсов, которые имеются у нас, в агропромышленном комплексе России, так как продовольственная безопасность в современных условиях выходит на совершенно новый уровень. И третий вопрос, это решение водной проблемы в засушливых регионах Центральной Азии через транспортировку воды сибирских рек по трубопроводам.
В ходе дискуссии неизбежно возник вопрос о факторе соседнего для региональных участников Афганистана. Все участники из Узбекистана отметили, что Афганистан сам стремится выйти из того кризиса, который там сложился, но этому мешает отсутствие реальной центральной власти. При этом участники сошлись во мнении, что проблему Афганистана должны решать сами страны Центральной Азии.
Таким образом, и Россия, и Центральная Азия готовы не только продолжать, но и усиленно развивать международное сотрудничество по самым разным направлениям.