Алексей Кузовкин: ретроградство предпринимателей препятствует цифровизации в отечественном сегменте СМБ
Кузовкин Алексей Викторович — инвестор, инноватор, генеральный директор «Инфософт», член рабочей группы по развитию технологий безопасности РАКИБ, экс-председатель совета директоров группы компаний «Армада».
Расхожая фраза о том, что Россия — страна контрастов, как нельзя более справедлива, когда заходит речь о цифровизации бизнеса. Степень цифровизации крупного бизнеса в России очень высока, но вот про сегмент СМБ этого сказать, увы, нельзя.
Минувшей осенью Mail.ru Group, банк «Открытие», Google, Московская школа управления Сколково и РАЭК при участии Аналитического центра НАФИ провели исследование, в ходе которого опросили без малого 600 руководителей российских предприятий в СМБ-сегменте.
Исследование было проведено банком «Открытие», Google, Mail.ru Group, Московской школой управления Сколково и РАЭК, его оператором выступил Аналитический центр НАФИ. В общей сложности было опрошено 580 руководителей российских предприятий сегмента СМБ. Целью исследования было определить индекс цифровизации малого и среднего бизнеса в России — BDI.
Как выяснилось, по состоянию на осень 2019-го этот индекс не превышал 45 пунктов из 100 возможных. У ИП ситуация ещё хуже — 42 индексных пункта. Почему так мало?
BDI складывается из пяти составляющих: использование цифровых каналов передачи и хранения информации; уровень интеграции IT в повседневную работу – таких как использование технологий ИИ, IoT, пакеты для организации совместной работы, работы с документацией онлайн и так далее; использование интернета в продажах; информационная безопасность и цифровое обучение.
Сразу можно сказать, что интернетом пользуется подавляющее большинство компаний малого и среднего бизнеса — как для коммуникаций, так и для продаж. У малой фирмы может не быть собственного сайта, индивидуальный предприниматель может и не нуждаться в отдельном веб-представительстве для своего юрлица, но совершенно точно, что и электронная почта, и мессенджеры сегодня выполняют роль основного канала деловых коммуникаций для них всех.
А вот второй пункт — интеграция технологий — зачастую оказывается проблемным местом. Только около 50% опрошенных применяют мобильные приложения, лишь 26% используют технологии «интернета вещей», примерно половина использует онлайновые инструменты для документооборота — в разных, правда, пропорциях: полностью на онлайн перешли не более 12% опрошенных компаний, 73% используют его «в какой-то степени».
Говорить о сколько-нибудь значимом распространении технологий ИИ в СМБ-сегменте сейчас не приходится: за вычетом всяких «персональных помощников» в личных смартфонах, ИИ, главным образом, остаётся прерогативой крупного бизнеса. У малого и среднего обычно нет ни практической необходимости, ни достаточных средств для использования этих технологий, хотя это не значит, что так будет всегда.
Что же касается информационной безопасности и обучения, то здесь ситуация выглядит довольно плачевно. Согласно вышеупомянутому исследованию, лишь у трети компаний имеется утверждённая политика информационной безопасности, и у 45% — прописанная политика конфиденциальности.
С другой стороны, почти четверть опрошенных не использует базовые инструменты для защиты своей инфраструктуры — антивирусами, межсетевыми экранами, центрами мониторинга сетевых атак и другими ИБ-инструментами. Многие ограничиваются простыми антивирусами, хотя уже давно известно, что только ими защититься невозможно.
Что же касается обучения, то, по результатам исследования, лишь около четверти компаний проводят обучение сотрудников компании работе с IT и/или уверены, что такое обучение необходимо всем. 39% опрошенных считают это излишеством.
В целом, около 20% опрошенных руководителей СМБ-сегмента либо не заинтересованы в «цифре» вовсе, либо не могут изыскать средства на её внедрение. То есть, в целом не рассматривают цифровизацию как приоритет: готовы использовать то, что есть «под ногами» — электронную почту, мобильные устройства и т.д., но не более.
Таким образом, основным препятствием для цифровизации является, грубо говоря, ретроградство самих бизнесменов.
И именно поэтому степень цифровизации среднего и малого бизнеса в стране — по усреднённому показателю, естественно, — остаётся довольно низкой. С другой стороны, по итогам 2018 года BDI в СМБ-сегменте составлял всего 34 индексных пункта. Таким образом, за год прирост составил 11 пунктов или приблизительно 32%. То есть, вектор очевиден; и вряд ли случится что-то, что может его изменить или радикально замедлить.