Пандемия стимулировала цифровизацию процесса оформления сделок в сфере недвижимости
Цифровизация процесса оформления сделок в строительной отрасли начала развиваться еще несколько лет назад. Но пандемия и связанные с ней карантинные меры стимулировали усилия застройщиков по форсированию данного процесса. Перевод ряда ключевых операций в онлайн перестал восприниматься в качестве модной опции – теперь это неотъемлемая часть стратегии по реализации жилья. Группа «Эталон» подвела первые итоги цифровой трансформации и выявила основные этапы данного процесса.
Очевидно, что дистанционное оформление сделок стало бы общепринятой практикой уже в среднесрочной перспективе, но введение режима самоизоляции и других карантинных мер значительно ускорило цифровизацию строительной индустрии и способствовало тому, что девелоперы стали более активно вкладывать средства в свои электронные ресурсы. В настоящее время почти все ведущие застройщики Москвы и Санкт-Петербурга (участники топ-30 рынка по объемам реализации недвижимости) запустили корпоративные системы онлайн-продаж и приступили к выпуску электронных цифровых подписей. В некоторых случаях при работе с документами задействуется гибридная схема. Например, несколько девелоперов наряду с электронным документооборотом сохранили опцию с курьерской доставкой. Только несколько компаний полностью перевели оформление документов в онлайн, но на их долю приходится свыше 30% всех сделок на первичном рынке. В большинстве случаев основными площадками для заключения сделок в удаленном формате остаются электронная почта и телефон. 11% используют для этого мобильные приложения или интерфейс сайтов. И только одна из четырех крупных строительных корпораций предлагает своим клиентам перенести оформление покупки в личный кабинет.
На первом этапе цифровой трансформации (начало апреля) были решены задачи по созданию инструментов, позволяющих проводить платежи по договорам всех видов в условиях самоизоляции. Клиентам Санкт-Петербургского территориального управления Группы «Эталон» была предоставлена возможность, не выходя из дома, оплачивать услуги бронирования объектов во всех категориях недвижимости (квартиры, апартаменты, парковочные места, кладовые, коммерческие помещения). Изначально действие этой опции распространялось только на проекты, реализация которых велась по старым правилам. Но с конца апреля, благодаря совместному проекту со Сбербанком, открылся доступ к дистанционному открытию эскроу-счетов и подписанию индивидуальных условий без посещения банковских офисов. Застройщик берет на себя коммуникацию с банком. Счет может быть открыт уже на следующий день после подписания договора долевого участия. Затем менеджеры банка связываются с покупателем, чтобы определить удобные для него дату и время, чтобы завизировать индивидуальные условия. Теперь эта операция также выполняется на дому у клиента.
Еще одно апрельское новшество – удаленное оформление ипотечного договора. В практике «Группы Эталон» первой подобной сделкой стала покупка квартиры в ЖК «Серебряный фонтан» (Алексеевский район Москвы). С момента одобрения кредита до подписания договора прошло чуть более двух недель. Свою роль в этом сыграли разъяснения, выданные Банком России. В них содержится норма о временном смягчении требований по идентификации клиентов. В итоге подход банков стал более гибким.
«Внедрение этой опции стало завершающим элементом по формированию интерфейса системы удаленного заключения сделок, — рассказал Василий Фетисов, коммерческий директор Московского территориального управления Группы «Эталон». — На основе сайтов отдельных жилых комплексов был создан полноценный онлайн-магазин недвижимости, в котором можно совершать покупки через сервис личного кабинета – безопасного инструмента, исключающего необходимость пересылки документов и личных данных через электронную почту и мессенджеры».
«Важной частью тренда на цифровую трансформации стал акцент на повышении уровня сервиса, кастомизации, индивидуальном подходе к покупателю. В частности, каждый клиент Группы «Эталон» может получить персональное digital-предложение – отдельную интернет-страницу, содержащую информацию с подобранными квартирами по его предпочтениям относительно метража, планировки, расположения, отделки и других параметров недвижимости. Чтобы узнать актуальный статус квартир – в наличии ли понравившиеся варианты – достаточно обновить страницу. Также отмечу широкое применение видео-сервисов («онлайн-туры»), работающих в режиме конференций. Мы активно развиваем эти услуги в Северной столице», — комментирует Ирина Соловьева, коммерческий директор Санкт-Петербургского территориального управления Группы «Эталон».
Нужно отметить, что планировочная линейка в большинстве сегментов строительного рынка уже устоялась. Визуализации квартир и апартаментов, а также комплексов в целом, которыми застройщики охотно делятся на своих сайтах и страницах в социальных сетях, дают достаточно точное представление о качестве реализуемого жилья. Кроме того, распространение технологий BIM-проектирования дает гарантию, что по итогам сдачи дома лоты в нем будут соответствовать всем заявленным параметрам.
Даже с учетом того, что многие застройщики уже располагали технологическими предпосылками для комплексной цифровизации и накопили определенный опыт в этой сфере (так, в 2019 году около половины всех ДДУ в статистике Московского территориального управления Группы «Эталон» регистрировалось с применением цифровой подписи), переформатирование заняло очень мало времени – фактически пять-шесть недель. На первый взгляд, это поистине впечатляющая скорость – тем более для такого масштабного, сложного и консервативного рынка, как строительный. Но в действительности у застройщиков просто не было выбора. В каком-то смысле здесь сработал древний эволюционный механизм: чтобы выжить, нужно двигаться как можно быстрее. Иначе деятельность строительных компаний оказалась бы полностью парализованной в условиях повсеместной самоизоляции. Они попросту остались бы без притока покупателей. Уже сейчас можно констатировать, что пандемия привела к образованию еще одного поля для конкуренции, по крайней мере, в комфорт-классе и доступном бизнес-классе. На московском рынке указанные сегменты охватывают 75% спроса, на петербургском – 95%. И те застройщики, которые добьются лидерства в цифровизации механизма сделок, получат решающие преимущества в борьбе за покупательскую аудиторию.
Текущий период во многом определит расстановку сил на рынке на ближайшие годы. Именно сейчас закладываются ключевые технологические преимущества, способные серьезно повлиять на конкуренцию. Застройщики, которые смогут предложить универсальные цифровые решения, распространяющиеся на весь цикл, станут главными бенефициарами. Для покупателя будет важен не только сам продукт, но и удобство его приобретения. Российский рынок недвижимости традиционно насыщен событиями, и аудитория на нем чутко и быстро реагирует на любые изменения – отмена или ввод санкций, банкротства застройщиков, колебания ипотечных ставок, законодательные изменения, инициативы правительства, валютные скачки, а также те факторы, которые и вовсе невозможно предугадать (вроде нынешней пандемии). И каждый раз это отражается на спросе. Очень часто люди хотят, как можно скорее купить квартиру, которая всегда рассматривается как убежище для денежных вложений.
Можно с высокой долей уверенности утверждать, что тренд на дистанционное оформление сделок сохранится и после завершения пандемии, поскольку это удобно, это экономит много времени и, в конце концов, это отвечает современной повестке дня.
Повсеместно потребление услуг и продуктов избавляется от тех операций, которые требуют физических усилий или слишком зависят от «человеческого фактора». Этот подход постепенно распространится и на приобретение недвижимости. Разумеется, указанный формат захватит далеко не всю покупательскую аудиторию, но по мере ее омоложения онлайн-продажи жилья станут все более востребованными.