Вирус и экономика: в чем связь
Вторая волна коронавируса – она само собой. Однако еще во время первой волны находились люди (в том числе крупный бизнесмен Олег Дерипаска), предупреждавшие о грядущих экономических проблемах. И они оказались правы.
Вирус и санкции – это плохо. Но дело не в этом, а в том, что внешние факторы лишь выявили проблемы российской экономической системы и стимулировали их. В «карантинном» марте уровень зарегистрированной безработицы составлял 4,7%, в апреле (тоже карантинном) – 5,8%, а в августе – 6,4%, что является самым высоким показателем с 2012 года.
Даже по официальным данным Росстата за чертой бедности проживает 19,9 млн. россиян, то есть каждый 7-й гражданин. Средняя пенсия в РФ составляет 15 тыс. руб. для сравнения – в Швеции этот показатель равен 75 тыс. (в переводе на российскую валюту), в Норвегии минимальный уровень обеспечения стариков составляет 125 тыс. У них тоже вирус. Значит, дело не в нем.
Вероятно, дело все же в экономическом курсе, построенном на «залатывании дыр» вместо стратегического развития, отмечает Мейстер. Вроде бы новое правительство намерено это изменить. И это намерение должно быть реализовано – стране нужны не авральные подвиги, а забота об общем благосостоянии, создание оптимальных условий для бизнеса и соцобеспечения и «бережливое производство».