День Ритейла: эффективность и рост
Рекордные складские сделки, рост компаний на 120% в год, доставка за 30 минут и абсолютная цифровизация, — вот лишь небольшой перечень событий, произошедших в сфере торговли в 2 и 3 кварталах текущего года. Пандемия мотивировала ритейлеров и смежные области бизнеса быть гибкими и эффективными. Именно к такому мнению пришли участники конференции «День Ритейла», организованной ИД «Коммерсант».
С апреля по июнь несколько раз менялись условия работы в стране (от частичных ограничений до полного закрытия объектов и изоляции населения). Поведение потребителей также несколько раз претерпевало изменения, уходили привычные поведенческие паттерны, которые формировались на протяжении нескольких лет, на их месте формировалась совершенно новая покупательская модель поведения, возникшая в эпоху COVID-19. В связи с перечисленными факторами традиционные цепочки поставок между покупателями и производителями перестали работать, логистику приходилось выстраивать вновь.
По словам Надежды Романовой, основателя компании PickPoint, примерно с 14-й недели 2020 года ситуация в логистике была неясной, сложно было определить, какие точки останутся работать, а какие будут закрыты. Порядка четверти точек оказались недоступны, вводилась переадресация заказов, контроль доставки в режиме реального времени. Увеличилось число невыкупленных заказов. Для стабилизации ситуации компания усовершенствовала сервисы доставки (например, выпустили совместный сервис с Get Taxi, ввели получение заказа с помощью QR-кода, которым сейчас пользуются 45% клиентов) и поставили жесткий срок хранения заказов – 3 дня. Благодаря данным решениям PickPoint вышли на допандемийные показатели роста компании и продолжают успешно работать.
В Ozon во 2 квартале 2020 года объем продаж вырос на 188% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. В апреле и мае число новых клиентов увеличилось на 84%. По данным компании, каждый 4-ый новый покупатель, пришедший в Ozon в период карантина («весенний новичок»), сделал повторный заказ в июле. Т.е. новые клиенты оценили сервис компании, удобство покупок в онлайне и продолжили им пользоваться.
По данным Евгения Ширинкина, директора по клиентскому продукту Ozon, в период пандемии активно росла бесконтактная доставка или доставка до двери. Это сервис, который был запущен еще в 2019 году, в период пандемии вырос в 20 раз! В общем объеме курьерской доставки, опция доставки до двери стала занимать долю в 70%. По сути, это готовый сервис для периода пандемии, который компания создала и протестировала заранее.
В целом, период пандемии стал настоящим вызовом для логистики. По мнению лидеров рынка, ритейлерам приходилось перестраиваться в сжатые сроки. Как отметили эксперты, особенно эффективными оказались те компании, которые заранее подготовили складскую и логистическую инфраструктуру.
По словам Александры Селезневой, коммерческого директора Ориентир, когда сегодня речь идет про эффективную и актуальную складскую инфраструктуру для ритейла, то имеются в виду фулфилменты и распределительные центры. Именно такой формат стал популярным и востребованным, не только у клиентов-арендаторов, но и у инвесторов (такой формат обогнал сегмент торговой и офисной недвижимости).
«Как уже было сказано ранее, период пандемии сильно повлиял на рынок потребления, ускорив рост e-com. Сохранился, и за последние полгода, наверное, еще более укрепился тренд на здоровый образ жизни, подразумевающий спрос на продукцию категорий fresh и ultra fresh. Судя по тем данным, которые приводят международные консалтинговые компании, почти половина всего спроса на склады в этот период формировалась именно со стороны Интернет-компаний. А в Московском регионе сейчас ощущается нехватка специализированных объектов – фулфилментов, мультитемпературных (для категорий товаров fresh) и распределительных центров. Все это единичные технологичные объекты, большая часть которых строится под заказчика, удовлетворяя требования и параметры конкретных логистических задач», — рассказывает Александра Селезнева.
Про два таких объекта для компании Ozon Александра рассказала в рамках мероприятия.
Первый фулфилмент компания полностью реализовала в 2020 году в парке Ориентир Север-1, его площадь составляет 114 000 кв. м. Это на сегодняшний день самая большая и современная фабрика для e-com, способная обрабатывать 380 000 посылок в сутки. Летом 2020 Mubadala Investment Company и ряд ведущих ближневосточных инвестиционных фондов приобрели у компании Ориентир этот логистический парк, что стало крупнейшей инвестиционной сделкой года.
Второй объект для компании Ozon на 155 000 кв. м строится в парке Ориентир Запад, его ввод запланирован на 2021 год. По сути, этот проект стал следующей фазой совместного развития компаний и крупнейшей сделкой в истории рынка складской недвижимости России (единовременное возведение всего объекта без строительства отдельных фаз и очередей).
«Это огромный хаб высотой уже не 12, а 15 метров, автоматизированный и современный внутри, с технологичной инфраструктурой, которая включает в себя распределительный центр, офисы, столовую для сотрудников, парковки для разного вида транспорта, позволяющие разделять транспортные потоки, а также – высокий уровень автоматизации складских процессов», — комментирует Александра Селезнева.
Пандемия усилила потребность в автоматизированных решениях, которые снижают необходимость нахождения на складе большого числа людей, а также позволяют производить внутрискладские операции гораздо быстрее и минимизировать ошибки, связанные с человеческим фактором. Сейчас с помощью эффективной комбинации сортеров, конвейерных систем, систем сортировки заказов и автоматической загрузки автотранспорта рынок выходит на новый уровень автоматизации, позволяющей достигать высокой эффективности и интенсивности обработки заказов. Ориентир один из первых девелоперов, кто заметил в складах тренд на автоматизацию и развил эту компетенцию внутри компании. Благодаря этому, любой клиент, может получить комплекс услуг: от разработки концепции до полной реализации и последующего обслуживания, в том числе компания предлагает разработку концепций, производство и установку специализированного оборудования для автоматизации операций заказчика. Это позволяет не просто строить высококлассные объекты, а создавать полностью готовый продукт, решающий конкретные бизнес-задачи. При этом, клиент получает единый концепт, спланированное пространство с грамотным распределением зон, где сразу предусмотрено место для сортеров, конвейееров и прочего оборудования. Объект внутри становится единой рабочей системой с выстроенной грамотной интралогистикой.
В ходе выступления спикеров в первой сессии часто звучал тезис о том, что кризис стал не столько вызовом для рынка, сколько временем новых возможностей, инновационных решений.
В мероприятии также приняли участие ТОП-менеджеры компаний «Яндекс.Лавки», «Леруа Мерлен», goods.ru, Data Insight, JLL и многие другие.