Как обманывают китайские поставщики и как этого избежать
При работе с китайцами есть одна небольшая особенность — в силу их менталитета не зазорно кинуть лаовая — иностранца. Но, как говорится — кто ничего не делает — тот не ошибается. А кто делает — учится на своих ошибках. Вот и наша компания на своей первой сделке умудрилась попасть на недобросовестных поставщиков.
Все началось с того, что решили заказать 30 тонн нержавеющего листа в Китае. Что мы первым делом сделали — нашли поставщиков через Алибабу — по цене подошли WUXI BAODETONG METAL PRODUCTS CO., LTD (无锡宝德通金属制品有限公司), съездили и посмотрели производство. При готовности партии металла прислали своего представителя, чтобы он проверил химический состав и качество покрытия листа из нержавеющей стали.
И допустили главную ошибку — забыли послать еще раз представителя на погрузку. Как мы упустили этот момент — непонятно. Но факт — упустили. Что сделали китайцы — они завысили фактический вес и количество паллет при погрузке. И самый интересный момент в этом — что груз ни при погрузке, ни при принятии на борт — не взвешивается и не проверяется. Документы в страховую компанию они тоже подали неправильные.
Естественно, при получении груза мы об этом всем узнали и благодаря неопытности китайских кидал и допущенных ими ошибок в договоре будем подавать на них сразу в китайскую полицию. Мало того, что на них заведут уголовное дело, так китайцы потеряли выгодные сделки — это был всего лишь небольшой пробный заказ.
Как избежать таких ситуаций и свести вероятность мошенничества к минимуму.
Пункт первый — поиск. В основном на Алибабе. Все эти статусы и рейтинги продавцов — фикция, на них можете не обращать внимания. Как раз «проверенные» и «2 года на алибабе» и кидают. И потом удаляют свой профиль. Полагаю, что эти статусы покупаются за деньги.
Находите, договариваетесь о цене и условиях — хорошо, поехали дальше.
Пункт два — отсев. Говорите, что пришлете своего представителя для проверки — смотреть производство, качество изделий и так далее. Большинство тут же отсеивается.
Запрашиваем регистрационный сертификат фирмы, экспортную лицензию. (Registration certificate, Export license).
Продолжаем отсеивать — запрашиваем сертификаты завода на товар, сертификаты ISO, CE, TUV GS, RoHs, UL, Ansi. Сверяем названия заводов и фирмы на всех бумагах. Все бумаги должны быть с печатями, актуальные по дате, без ошибок в названиях материалов и химическом составе. Несовпадения по названиям фирм/заводов возможны, но только у перепродавцов. По названиям в документе можете выйти напрямую на заводы. С другой стороны — заводы могут объединятся в концерны, которые имеют другое юрлицо.
Пункт три — договор. Если какие-либо пункты отсутствуют или написаны неправильно — требуйте переделки договора. Не надо его подписывать не читая, только лишь потому, что вас цена устроила. Договор, это очень важная часть подстраховки, которая гарантирует сохранность ваших денег и товар надлежащего качества.
Первое, на что следует обратить внимание в договоре поставки — это пункт о решении споров. В нем четко должно быть прописано: в случае ненадлежащего качества товара и/или нехватки товара сначала спор решается силами обеих сторон в течении 15-30 дней. Затем передается на рассмотрение в CIETAC. Что важное в этой фразе — точное количество дней — иначе спор можно затягивать бесконечно и CIETAC — Китайский арбитражный суд по коммерческим делам — любой другой суд может затягивать дела или трактовать их по-своему. Также должна быть приписка, что проигравшая сторона оплачивает все расходы, в том числе судебные.
Посмотрите договор на наличие пункта о компенсации потерь продавца в зависимости от валютного курса — и вычеркните его. Это обезопасит вас от потерь денег в случае резких изменений валютных курсов.
В договоре должен быть прописаны все необходимые вам документы, пункт назначения, сроки изготовления, способ упаковки, способ транспортировки (борт/трюм). Так же в нем прописывается порядок оплаты — как правило предоплата 30%, остальное после предъявления копий BL (коносамента). Само собой наименование вашей компании, контакты и адрес. Еще добавляете пункт о присутствии вашего представителя при упаковке/погрузке/опломбировании.
Перед подписанием договора отсылайте своего представителя для проверки. Либо засылайте своего работника, либо найдите переводчика в Китае, который согласится это сделать. Пусть сверит название фирмы, адрес, на месте в заводе потребует регистрационный сертификат (и пришлет фото), пусть осмотрит производство (и тоже пришлет фото) и посмотрит качество продукции.
Если все совпадает — можно подписывать договор. Предварительно запросив копии паспортов менеджера и босса. Так, на всякий случай. Если кинут — есть на кого подать в полицию Китая.
При погрузке проверяйте что грузят и сколько. Контейнер после окончания погрузки должен быть опломбирован в присутствии вашего представителя — обязательно сделать фото пломбы, чтобы был виден номер.
Надеюсь, что данная инструкция убережет многие фирмы от убытков, ибо дружба с Китаем у нас только пока на словах.
Еще крупные сделки можно подстраховать, работая через банковский аккредитив. Тут уж как китайский партнер согласится.