В Московской области в ближайшие 10 лет объем строительства промышленной и логистической недвижимости рядом с ЦКАД вырастет в два раза
Запуск движения по всей Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) стал мощным импульсом для развития логистических центров в Московской области. Интерес к самой трассе, как части своих логистических систем, проявили многие компании. Это показало проведенное Госкомпанией «Автодор» выездное мероприятие «Открытый диалог», в котором приняли участие логисты, аналитики и крупные грузоперевозчики.
Основной темой диалога стал вопрос, как будет дальше развиваться инфраструктура вокруг Центральной кольцевой автомобильной дороги, перспективы и ведущие тренды логистики в регионе и стране, как перевозчикам и бизнес-сообществу выгоднее всего организовать свои грузоперевозки и склады: все эти и другие важные вопросы в формате дискуссии обсуждались в ходе проведенного Государственной компанией «Автодор» мероприятия «Открытый диалог».
В настоящее время ведется строительство обхода Ростова-на-Дону (строительный адрес – Аксай) и Дальнего Западного обхода Краснодара на трассе М-4 «Дон», идет активная подготовка к строительству дороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань. Запуск движения по ней планируется к 2024 году. Открытие проезда по этим трассам с увязкой с ЦКАД обеспечит для перевозчиков основной каркас скоростных дорог Север – Юг – Запад – Восток по тем направлениям, на которых существует наибольший грузооборот, отметил Георгий Чичерин.
«ЦКАД – масштабный транспортный проект и ключевой элемент логистической системы России, вокруг которого в данный момент выстраивается производственная, индустриальная и складская инфраструктура», — развил данную тему в своем обращении к грузоперевозчикам Директор департамента инвестиционного и стратегического планирования Госкомпании «Автодор» Константин Макиев. Планируется, что М-12 будет продолжена до Екатеринбурга. Далее есть предложения связать Екатеринбург и юг России, проложив путь от Дюртюлей и Уфы через Саратов и Волгоград к Краснодару, тем самым соединяя крупные агломерации и сокращая сроки поставки грузов где-то на 50%, а где-то и на 100%, отметил Макиев.
Участники подчеркнули, что полноценное развитие отрасли логистики и грузоперевозок невозможно без грамотного взаимодействия между всеми участниками рынка, обсуждения именно тех моментов, которые помогут обеспечить эффективность их грузоперевозок. Именно поэтому в ходе встречи, которая была организована в формате диалога и обмена опытом, представители бизнеса и логистики выразили свои соображения по поводу функционала существующей Программы лояльности для тех, кто оснастил свой автопарк транспондерами T-pass, внедрения новых полезных сервисов и сроков их введения.
Крупные логистические компании и компании с большими складскими объемами, такие как СДЭК, ВсеИнструменты.ру, стараются выбирать месторасположение своих складов вблизи скоростных автомагистралей для сокращения сроков доставки грузов. В данном случае, как отмечают перевозчики, ЦКАД связал многие направления и продуктивно вошел в состав транспортных коридоров Север – Юг и Европа – Западный Китай.
«Суммарно за год по платным автодорогам проходят сотни миллионов транспортных средств, а если быть точным, в 2020 году это число составило 126 миллионов проездов. И это цифры, которые были до полного открытия ЦКАД, и вообще без учета этой трассы. В расчет сейчас взяты только М-4 «Дон», М-3 «Украина», М-11 «Нева». С открытием ЦКАД, конечно, такая статистика будет расти еще быстрее, и благодаря удобным сервисам сбора отчетности юридическим лицам удобнее всего оплачивать проезд именно транспондерами», — подчеркнул Генеральный директор ООО «Автодор-Платные Дороги» Дмитрий Дунаев. О техническом оснащении Центральной кольцевой, которое также может быть полезно грузоперевозчикам, рассказал Генеральный директор ООО «Единый оператор» Кирилл Терентьев.
Участники мероприятия посетили индустриальный парк «Южные Врата» — крупнейший зеленый складской объект в России. Здесь прошли выступления Захара Валькова, исполнительного директора компаний Radius Group – ведущего девелопера и собственника складской и индустриальной недвижимости класса А, а также Александра Усачева, директора департамента развития продуктов и маркетинга ООО «СберЛогистика» – федерального логистического оператора, предоставляющего услуги от первой до последней мили корпоративным и частным клиентам. Своим опытом в части хранения и обработки заказов, организации эффективной работы в распределительном центре поделился руководитель складской службы компании «ВсеИнструменты.ру» Алексей Храмов. Также генеральный директор ООО «ВТБ-Недвижимость» Олег Барков рассказал о том, как идет создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Максимиха», которая расположится в Домодедовском регионе и соответствует концепции выноса логистических центров из Москвы, а грузового трафика на ЦКАД.
«Расположение парка «Южные Врата» действительно впечатляющее – он находится на пересечении сразу трех трасс федерального значения — А-107, скоростной трассы М-4 (Дон) и А-113 ЦКАД. С момента запуска центральной кольцевой автомобильной дороги логистические преимущества для наших резидентов еще больше усилились – появился удобный доступ ко всем направлениям в Московской области и, конечно, доступ к регионам. В нашем парке компании строят распредцентры, которые обрабатывают грузы практически для всех федеральных округов России. Логистика это позволяет, — рассказал Захар Вальков. — Как показал опрос, который мы провели среди резидентов парка в августе 2021, все компании пользуются услугами платных дорог, 46% опрошенных делает это каждый день. Кроме того, 80% респондентов выстраивают маршруты по ЦКАД, также популярны такие магистрали как М-3, М-4, М-11. По данным опроса, после запуска ЦКАД у 50% арендаторов сократились сроки доставки грузов, а 30% стало удобнее выполнять рейсы в свои распредцентры».
Вблизи ЦКАД уже сосредоточено 6 млн квадратных метров или третья часть общего объема существующих складов Московского региона, как показывают результаты исследований, проведенных аналитиками независимой консалтинговой компанией Colliers. После полного открытия движения по кольцу данные цифры начали увеличиваться стремительнее. Как отметил в ходе мероприятия региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers Виктор Афанасенко, в настоящий момент в районе Московской области уже планируется к строительству и развитию около 2 млн квадратных метров складской и индустриальной недвижимости.
Предположительно, вся она будет находиться в районе ЦКАД, потому что наличие свободных участков ближе к МКАД уже исчерпано, а создание скоростной артерии, которая ускоряет все процессы и сокращает все расстояния, позволит вынести распределительные комплексы дальше от Москвы. Приводя в пример ситуацию с крупными городами Европы, аналитики прогнозируют увеличение заводских и складских комплексов еще на 18 млн квадратных метров в десятилетней перспективе. Таким образом, по экспертным оценкам, объем площадей увеличится с 18 до 36 млн квадратных метров.