Прямые продажи: международный уровень
В гостинице «Националь» состоялась конференция «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу», которая проводилась в тринадцатый раз Ассоциацией прямых продаж (АПП) и Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП). Конференция закрепила за собой статус площадки, где представители региональных обществ по защите прав потребителей и бизнес-сообщества обмениваются мнениями с законодателями и регулятором.
В рамках мероприятия начальник управления Роспортебнадзора Олег Прусаков представил доклад о Стратегии госполитики в области защиты прав потребителя до 2030 года, председатель правления КонфОП Дмитрий Янин выделил приоритетные направления в области защиты прав потребителей, а председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ указал на новые вызовы в области защиты прав потребителей.
Депутат Госдумы Михаил Емельянов отметил проблему налогообложения самозанятых. По мнению депутата, чрезмерная фискальная нагрузка угнетает микро-бизнес, вытесняет людей в «теневой сектор». «Идея налоговых льгот, введенная по инициативе Правительства на 2017-2018 гг. для самозанятых лиц, оказывающих услуги по репетиторству, уборке, уходу за детьми, больными и престарелыми, провалилась. На 1 октября 2017 года было зарегистрировано всего 595 самозанятых по всей стране, поэтому нужно искать новые пути решения данной проблемы», — говорит Михаил Емельянов.
Депутат Олег Николаев выделил ряд решений, которые были достигнуты в этом году, в области защиты прав потребителей. «Утверждена стратегия госполитики в области защиты прав потребителей, где значимый блок отдан рискам потребительского кредитования и электронной коммерции. Первое чтение в Госдуме прошел законопроект об изменениях в закон «О защите прав потребителей», в рамках этих изменений усиливаются гарантии потребителей в интернете», — говорит Олег Николаев. С определенным опасением депутат смотрит на инициативу Правительства по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. «Сейчас маркировка обязательна для меховых изделий, а в 2018 году планируется ввести маркировку для лекарственных препаратов. И если в случае с меховыми изделиями процесс обязательной маркировки составляет малую долю в стоимости изделия, то для лекарств со стоимостью до 100 руб. это приведет к значительному росту цен. С данным вопросом необходимо внимательно разобраться в ближайшее время, так как аналогичная проблема возникнет и с другими товарами широкого спроса», — указывает депутат.
Особенностью конференции «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу» в этом году стало представительство участников из стран Евразийского экономического союза. Опытом защиты прав потребителей поделились эксперты из Армении, Беларуси и Казахстана.
По словам Президента Ассоциации прямых продаж Тамары Шокаревой, оборот компаний-членов АПП за 9 месяцев 2017 года вырос на 7% и составил 93,2 млрд руб. «По итогам года результаты отрасли должны превысить уровень 128 млрд руб.», — прогнозирует Тамара Шокарева.
Структура продаж индустрии формируется из следующих категорий:
Доля самого большого сегмента рынка «Средств личного ухода» снизилась с 47,9% до 45,3%. Вторая по размеру категория «Товары для здорового образа жизни» продемонстрировала стабильный показатель на уровне 29%. Наиболее стремительную динамику развития показывает сегмент «Одежда и аксессуары», который прирос сразу на 4,3% и достиг уровня 11,2%. «Этот сегмент показывает заметные объемы прироста последние 3 года. И драйвером роста данного сегмента выступает компания Faberlic», — указывает Тамара Шокарева. Она напоминает, что Faberlic вошел в рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России 2016, заняв 13 место.
Члены АПП в пост-кризисный период показывают внушительные темпы роста экспорта – за 9 месяцев 2017 года этот показатель вырос на 71% и достиг 12,2 млрд руб. Одновременно снижается доля импорта: если в первые три квартала 2016 года объем составил 22,7 млрд руб, то за аналогичный период этого года – 17 млрд руб.
В этому году Ассоциация прямых продаж стала победителем в номинации Innovation Through Programming Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж. Об этом объявила исполнительный директор Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж Тамуна Габилая. «Ассоциация активно развивает программу стран-членов АТЭС по обучению и защите прав потребителей, в рамках которой проводится конференция «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу». Сложно найти пример столь системного диалога между бизнесом и обществом», — говорит Тамуна Габилая.
Заведующая кафедрой стратегического маркетинга НИУ Высшая школа экономики Ольга Третьяк представила результаты исследования «Независимые распространители – основа бизнес-модели в прямых продажах». Основной вывод исследования заключается в том, что после исследования 2014 года (исследование проводится каждые 3 года) произошли значительные изменения в области мотивации распространителей. Если ранее верхние строчки в этом рейтинге занимали «приобретение товаров по более низкой цене», «получение дополнительного дохода», «личное развитие», то приоритетами для распространителей в 2017 году стали: «получение профессиональных навыков», «создание собственного дела» и «гибкий график работы» (соответственно 9-е, 10-е и 4-е место в рейтинге 2014 года). Лидер среди приоритетов в 2014 года – «приобретение товаров по более низкой цене» – по итогам 2017 года оказался на последнем месте. «Прямые продажи привлекают распространителей возможностью получения профессиональных навыков и являются для них одним из наиболее доступных способов начать свой бизнес с минимальным риском и затратами», — резюмирует Ольга Третьяк.