Управляющий директор PFM Алексей Пряслов: «Сейчас в России хорошее время для развития гостиничного бизнеса, но важно учитывать нюансы»
Россияне все чаще предпочитают заграничным отелям отечественные. По данным Минэкономразвития, в прошедшие новогодние праздники турпоток по стране вырос на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а загрузка гостиниц была 70-95%. При грамотном подходе это «окно возможностей» для предпринимателей, работающих или желающих начать свое дело в индустрии гостеприимства — считает Алексей Пряслов, основатель и управляющий директор компании PFM, специалист по консалтингу и инвестициям в гостиничном бизнесе, член ассоциации IBCS. В интервью Metro эксперт рассказал, какие на рынке есть подводные камни, и можно ли их обойти.
– Алексей, вы работаете в сфере гостиничного бизнеса с 2004 года. Чем так привлекла и не отпускает индустрия?
– В сферу я пришел, еще будучи студентом — меня пригласили разработать бизнес-план строительства отеля «Союз» в городе Иваново. Так начался мой профессиональный путь — я создавал финансовые модели гостиничных проектов, оценивал действующие и строящиеся отели, проводил анализ эффективности работы гостиниц. Был финансовым директором в нескольких крупных гостиничных инвестиционных проектах: общий построенный номерной фонд — более 1 800 номеров, привлек около 24 млрд рублей финансирования, организовал возмещение НДС на сумму, превышающую 2 млрд рублей.
Почти всегда в проектах, связанных с гостиничным девелопментом, я плотно работал с международными и российскими гостиничными операторами — Radisson Hotel Group, Kempinski Hotels, Azimut Hotel Company.
В 2019 году ушел в собственный бизнес. Компания занимается консалтингом в гостиничной индустрии, а также автоматизацией управленческой отчетности по стандартам USALI.
Также я занимаюсь обучением корпоративным финансам в индустрии гостеприимства. Студенты часто спрашивают о том, какую литературу им стоит почитать. Книг по финансам, очевидно, много, однако редко где можно найти конкретное описание, как применить тот или иной финансовый инструмент в гостинице. Поэтому сейчас пишу книгу о корпоративных финансах в индустрии гостеприимства. В ней будет систематизирован мой почти двадцатилетний опыт работы в отрасли, учеба в PWC по программам CIMA и ACCA, а также даны конкретные примеры из практики международных гостиничных операторов. В отдельных разделах предполагаю дать пошаговую инструкцию для достижения желаемого результата.
– Насколько в данный момент актуален для российских предпринимателей запуск гостиничного бизнеса?
– Сейчас в России хорошее время для развития гостиничного бизнеса — спрос на отдых внутри страны бьет все рекорды. Очень востребованы отели на побережье, горнолыжные курорты и резорт-отели за городом. Весьма благоприятные условия создает государство. Например, обнуление НДС для выручки от номерного фонда и субсидирование процентной ставки по гостиничным инвестиционным проектам.
Но в любом бизнесе стоит помнить о рисках, и гостиничный — не исключение. Отель — это история, которая окупается небыстро: от восьми до пятнадцати лет.
Самое разумное здесь — вычислить всё «на берегу». Команда PFM проводит анализ рынка, который позволяет определить спрос и предложение в будущем, исходя из этого мы определяем оптимальный концепт гостиницы, примерную стоимость строительства, делаем прогноз выручки и расходов. И на это накладываем условия финансирования строительства. Очень важен анализ сильных и слабых сторон проекта, чтобы инициатор сразу понимал вероятные трудности. К примеру, не совсем удачная локация или возможное будущее доминирование предложения над спросом. Как следствие — риск снижения загрузки.
– Каковы самые «острые» проблемы российской индустрии гостиничного бизнеса на данный момент?
– Дефицит квалифицированных кадров, особенно управленческих. Вопрос их подготовки — один из самых «горящих».
В завершение Алексей Пряслов отметил, что российским отельерам необходимо внедрять международные стандарты управленческой отчетности USALI — это позволяет максимально быстро и наглядно увидеть эффективность работы отеля, понять уровень безубыточности гостиницы, провести факторный анализ причин отклонений и, наконец, сравнить метрики своей гостиницы с конкурентами. Такой анализ дает возможность принимать решения, основанные на данных, а не на ощущениях.