Балтийский переворот
У нефтяного терминала построят питомник для моллюсков и форели. Акваполигон в порту «Приморск» – «вишенка на торте» большого проекта, связанного с переориентацией топливных потоков из Прибалтики в Россию, сообщат ИД «Комсомольская правда».
— Здесь у нас зона искусственных рифов. На них вырастут водоросли, а рядом в садках начнем разводить рыб и моллюсков. Глубина акваполигона – от 6,5 до 14 метров, – мы идем по причалу с генеральным директором ООО «Транснефть – Порт Приморск» Максимом Кудиновым, который рассказывает мне о планах по развитию акватории.
— Первым был порт Козьмино, конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. В 2010 году в Козьмино начали выращивать морских гидробионтов. Сначала — морских гребешков, потом подселили тихоокеанских мидий и ламинарию японскую. Приморск – это второй экополигон «Транснефти», где чистоту воды в нефтеналивном порту контролирует сама природа, – продолжает Кудинов.
Нефтяные танкеры не помеха
В летописях первое упоминание о поселении Берёзовское, так ранее именовался Приморск, относится к 1268 году. Сейчас об этом напоминает Березовый (Бьероский) архипелаг – десяток островов в 2-3 километрах от берега. Острова защищают прибрежную зону от яростных балтийских штормов. На островах создан заказник, где водятся лоси, лисы, зайцы, американские норки, белки, около 210 видов перелетных птиц. В мелководных бухтах нерестится щука, судак, лещ, окунь, сиг, а в ручьях – форель…
После того, как все «шишки» по экологии акватории, что бы ни было их причиной, стали прилетать в «Транснефть», госкомпания стала мониторить акваторию не только у принадлежащих ей объектов, но и во всем порту.
— Капитаны заходящих в порт танкеров первыми оценили жесткие требования «Транснефти» к балластной воде. Вода может забираться только в определенных точках Северного и Балтийского морей и только в отдельные от нефти емкости. Капитаны обязаны сообщать координаты точек забора балластной воды. Эти меры привели к тому, что содержание нефтепродуктов в проливе Бьёркезунд, разделяющем Приморск и Березовый архипелаг, снизилось более чем в три раза – с 0,6 мг/л до 0,018 мг/л.
– Вода вдоль порта чистая, не хуже, чем на пляжах самого Приморска, – смеется дачник Александр Мишура. – Тут рядом с портом летом вместе с нами купаются и жители поселка, и работники порта…
— Почему для контроля чистоты портовой воды была выбрана ламинария, водоросль с Дальнего Востока? – тираню я руководителя программы «Экомониторинг» Семена Пигарева. «Понимаете, мы изначально выбирали виды, особенно чувствительные как к кратковременным флуктуациям загрязнений, так и накопленным за длительный период. Ламинария идеально для этого подходит», – объясняет Пигарев.
Система быстрого контроля и реагирования получилась настолько удачной, что ее сегодня применяют и в других портах страны для восстановления в них экосистемы.
– Когда-то залив был полон рыбой, – рассказывает сотрудник ООО «Транснефть – Порт Приморск» Алексей Крючков. — В позапрошлом веке в Неве без проблем ловили белорыбицу к столу архиепископа. Акваполигон «Транснефти» в порту позволит вести тонкий мониторинг загрязнений и отработать методы промышленного выращивания рыбы.
Когда через три года на петербуржцев свалится изобилие морепродуктов, форель, сиг и корюшка, выращенные в акватории Приморска, станут убедительнее любых слов.
А мы пойдем на «Север»
Для экомониторинга акватории Приморска будет расширяться перечень и ареал аквакультур, а параллельно будет идти модернизация порта – конечной точки проекта «Север» – направление потоков нефти и нефтепродуктов из прибалтийских стран в российский порт.
За два года мощности порта по перевалке нефтепродуктов значительно увеличатся, а экспорт нефти сократится. В 2017 году объем перевалки через Приморск составил 44 млн. тонн нефти и 15,9 млн. тонн нефтепродуктов. В 2018 году планируется экспортировать 34 млн. тонн нефти и 18,3 млн. тонн дизеля. Планы на 2019 год –31 млн. тонн и 19,8 млн. тонн, на 2020 год – 31 млн. тонн и 23,9 млн. тонн соответственно. Увеличить экспорт дизельного топлива поможет подключение к проекту «Север» в 2018 году татарстанских заводов ТАИФ и ТАНЭКО.
– Экспорт дизельного топлива значительно выгоднее для государства, чем экспорт сырой нефти, – говорит независимый эксперт ТЭК Иван Басурмин.
– Одна экспортная тонна нефти приносит бюджету доход примерно $370, а тонна дизеля евростандарта – $390. И это при том, что вывозные пошлины на нефть с 1 марта составили $119,5 за тонну, а на светлые нефтепродукты – $35,8. Вместе с проектом «Север» «Транснефть» реализует проект «Юг», по которому к 2020 году в порт Новороссийска будет перекачиваться до 11 млн. тонн дизельного топлива. Эффект для бюджета от этих двух проектов составит дополнительно сотни миллионов долларов, – объясняет Басурмин.
Идея проекта «Север» возникла сразу после распада СССР, параллельно с проектами БТС-1 и позже БТС-2, когда портовая инфраструктура советской державы осталась на территории Прибалтики.
Латвийский Вентспилс был крупнейшим балтийским портом СССР, и не только для экспорта нефти и нефтепропродуктов, здесь был построен один из крупнейших в стране перевалочных терминалов жидких химических веществ, а также калийных солей. И когда бывшие республики стали усиливать экономический нажим на Россию, страна решила наращивать мощности собственных балтийских портов.
«Нам надо было формировать новые портовые комплексы, которые могли бы заменить таковые в Прибалтике, – комментирует Барсумин. «Однако еще долго Россия продолжала кормить прибалтийскую экономику, притом, что прибалты не забывали при каждом удобном случае «пнуть» нас в угоду своим западным партнерам».
События на Украине и действия прибалтийских властей придали России ускорения к переориентации грузопотоков на собственные порты. Указ президента Владимира Путина в 2015 году обозначил приоритет развития отечественной инфраструктуры и отказ от услуг транзитных стран — Украины на Черном море и Литвы, Латвии и Эстонии на Балтике. Зависимость России от транзитных стран была осознана как угроза национальной безопасности, преодоление этой зависимости стало стратегическим приоритетом. Проект «Север» стал логическим продолжением стратегической линии на развитие собственных портовых мощностей.
После Приморска мы летим в Усть-Лугу. Это еще один крупный нефтяной терминал, построенный «Транснефтью» шесть лет назад на южном берегу Финского залива.
Перевалка нефти через Усть-Лугу стала возможна после запуска БТС-2. C момента начала загрузки танкеров в марте 2012 года грузооборот нефтебазы «Усть-Луга» увеличился вдвое. В 2017 году через порт прошли 32,7 млн тонн. А проект второй очереди БТС-2 расширяет пропускную мощность Усть-Луги до 38 млн тонн. Всего, начиная с 2012 года, отсюда экспортировано около 150 млн тонн нефти.
Грузооборот российского нефтяного конкурента на Балтике – Вентспилсского порта – стагнирует. В 2012-м году он составлял 30,3 млн тонн грузов, в 2017-м – 20,04 млн тонн. Значительно снизился объем транзита нефтепродуктов и каменного угля из России. Одновременно с этим вырос грузооборот российских портов на Балтике (Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). За 2016-2017 годы он увеличился на 7,2% (на 17 млн тонн) до 247,5 млн тонн.
Задача выполнена, принципиальное решение вопроса с экспортными потоками нефти и нефтепродуктов на Балтике состоялось.
Саша Солярик