Для РФ проблема криминальных врезок в нефтепроводы не теряет актуальности
Борьба с врезками в нефтепроводы, нелегальными НПЗ, контрафактным топливом идет крайне неравномерно. Версия проанализировала статистику по регионам, и разобрала на примерах, как происходит хищение нефтепродуктов.
Существующая правоприменительная практика только стимулируют рост краж топлива в регионах, считают эксперты топливного рынка.
Самара начинает…
Ранним мартовским утром 2017 года в маленьком городке Похвистнево Самарской области сотрудники УФСБ выявили нелегальный нефтеперерабатывающий завод на территории нефтебазы ООО «Восход». НПЗ работал без лицензии и с нарушениями всех экологических норм. В технологическом процессе было задействовано пять емкостей по 70 тонн, реактор на 60 тонн, два охладителя по 70 тонн и три емкости по 400 тонн, объединенные в единый производственный цикл. По оценке Ростехнадзора, завод был способен перерабатывать до 3 тыс. тонн нефти в месяц.
Характерно, что на подпольный завод федералов привел не сам факт существования незаконного НПЗ, а обнаруженная врезка в нефтепровод Нижневартовск – Куйбышев.
От врезки через территории других предприятий (!) на 2 км тянулся пластиковый отвод, заканчиваясь на территории нефтебазы ООО УК «Лагуна». Здесь были обнаружены три емкости с нефтью по 2 тыс. куб. м и автобойлер с похищенной нефтью. Всего нефти обнаружили на 11 млн рублей. По предварительной оценке, с начала 2018 года злоумышленниками похищено и направлено на НПЗ Самары, Оренбурга и Саратова более 18,5 тыс. тонн нефти на сумму свыше 400 млн рублей.
Невозможно построить и эксплуатировать такой крупный завод и бизнес без надежной «крыши». Речь о том, что в последнее время зафиксированы ряд случаев, когда топливных воров «крышуют» высокопоставленные правоохранители. Так в Ленинградской области раскрыта преступная группировка под покровительством начальника отделения полиции по Киришскому району.
В Самаре же, что интересно, криминальный завод правоохранители также не «заметили». Но это не впервой… Ранее сотрудники Новокуйбышевского ГОВД Самарской области упоминались в текстах о хищении нефтепродуктов через несанкционированные врезки группировки «Камбалы» чуть ли не как кураторы. В числе силовиков источники называл иимена начальника ГОВД Новокуйбышевска Юрия Аксёнова и начальника уголовного розыска Михаила Новичкова. Конечно же, в отсутствии решения суда доверять таким источникам или нет каждый должен решить сам, но нас эта информация заставила задуматься.
Проблему региона признавал губернатор Николай Меркушкин, когда находился в должности. «В нашем регионе кража нефтепродуктов — это отдельная позиция. Как возникает эта проблема, когда есть такая армия полицейских? Она бы не существовала, если бы в этом не участвовали или это не покрывали люди в погонах», — констатировал экс-глава.
Топливные кражи в Подмосковье выросли в 59 раз
Преступления, связанные с незаконными врезками в магистральные трубопроводы регулярно раскрывают по всей стране: в Московской, Ленинградской, Тульской, Рязанской и других областях. Самая вопиющая картина сложилась в Московской области – за 10 лет количество врезок в регионе увеличилось в 59 раз! В Ленинградской области – выросло почти на треть. Как менялась ситуация в стране последние 10 лет, видно из таблицы ниже.
Рейтинг регионов России по количеству совершенных криминальных врезок в магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы
Источник: Центр изучения региональных проблем ЦИРП
На графике из таблицы видно, что в Самарской области, число врезок снизилось. Однако, похоже, «качество» стало выше: связи крепче, а объемы краж больше. Ведь невыявленные врезки вообще не попадают в подобные отчеты. В октябре 2017 года задержали банду из 17 нефтеврезчиков в Красноармейском районе Самарской области. Возбудили дело по статье «кража», но в ходе следствия все оказалось куда интереснее…
За несколько дней до задержания, 9 октября 2017 г., в одном из самарских кафе главарь группировки Черезов передал сотруднику областной полиции (который действовал в рамках оперативного эксперимента) 500 тыс. руб. и пообещал еще миллион в ближайшее время. А кроме того, предположительно, мужчина обещал еще 5 млн руб. каждый месяц за то, что полицейский будет «закрывать глаза» на кражи нефти группировкой, предполагаемым организатором которой был Черезов. По версии правоохранителей, среди тех, кто готовил врезки был даже прапорщик в отставке. Следствие продолжается…
В Ленинградской области, которая занимает третью строчку рейтинга, борьба с бутлегерами то демонстративно возбуждается, то тихонько затухает – это видно из графика и подтверждается фактами. В 2017 году число врезок снизилось до 52 случаев. Летом того же 2017 задержали начальника Киришской полиции, о котором мы упоминали в начале статьи. А он, похоже, многих «покрывал». Перестал «покрывать» — перестали воровать, точнее «затаились». Не посадили бы, Ленобласть шла бы на рекорд – третий год стабильного роста!
В Московской области со стабильностью все очень даже хорошо – за 10 лет в 59 раз увеличилось число врезок. В 59 раз!
В Туле двое бывших правоохранителя с января по ноябрь 2016 года, используя свое служебное положение, регулярно похищали бензин и дизельное топливо, предназначенные для заправки служебных автомобилей в Туле. Их лишили свободы на 3 года.
В Волгограде за полгода преступная группировка наворовала топлива на 11 миллионов рублей! 12 человек из ОПГ осуждены на 10 лет. Солярка слаще нефти
С развитием системы нефтепродуктопроводов наиболее привлекательной для топливных воров стала солярка. Сегодня в трубы с дизелем злоумышленники врезаются в 3,5 раза чаще, чем в трубы с нефтью (см. график).
Несанкционированные врезки в трубопроводы РФ
*МН – число врезок в магистральные нефтепроводы
МНПП – число врезок в магистральные нефтепродуктопроводы
Такой спрос понятен: переработка сырой нефти требует серьезного оборудования, а дизель можно сразу отправлять на продажу. По оценке президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, объем контрафактного дизельного топлива составляет минимум 30-40%.
Наиболее успешный для топливных воров рынок сбыта сложился в центральном регионе России. В Подмосковье воруют из Московского кольцевого магистрального нефтепродуктопровода, который поставляет в регион сразу три вида топлива (дизель, бензин, авиационный керосин). Этот трубопровод — лакомый кусок для наживы. Заработать можно на каждом виде продукции, но особой популярностью пользуется труба с дизелем. И тут преступники не брезгуют могилами, лезут в ледяную реку зимой, чтобы протянуть отвод от врезки, и не скупятся на оборудование.
Игорь Юшков, ведущий специалист Фонда национальной аналитической безопасности: «…Современная специфика этапа этих врезок заключается в том, что для их осуществления используется профессиональное оборудование, которое довольно дорогое, поэтому покупать его для того, чтобы один раз врезаться и тебя поймали им конечно не выгодно. Поэтому те, кто занимается подобной деятельностью, они предполагают, что будут заниматься этим долго, воровать много и получать, соответственно, большой доход. И оборудование окупится для них».
Реализуют украденное, прежде всего, на нелегальных модульных АЗС. Если мерить в деньгах, то только региональная выручка этих точек колеблется на уровне миллиарда рублей в год, по оценкам экспертов.
Купить дешевый ворованный дизель можно еще проще. Объявления о продаже в Москве и Подмосковье растут, как грибы. На сайте avito легко можно найти дизель по 26-27 рублей за литр, причем с доставкой по области. При этом на легальных заправках цена не опускается ниже 39 рублей за литр дизтоплива.
Новый тренд на рынке ворованного топлива — в последнее время участились врезки в трубу с авиационным керосином. Куда при этом можно продавать авиакеросин, кроме собственно аэропортов, непонятно, но полиция пока «в поиске»…
«Гуманная» политика
Везки в магистральные трубопроводы начались в 90-е годы. Тогда стали строиться десятки мини-НПЗ, работающие на ворованной и неучтенной нефти. Пик зафиксирован в 2005 году, когда в России было выявлено 1132 несанкционированные врезки в магистральные трубопроводы с нефтью и нефтепродуктами (см. график).
График количества совершенных врезок в МТ на территории РФ (2003-2017гг)
Ситуация стала угрожать топливной безопасности России и исполнению экспортных контрактов. Руководство нефтетранспортных компаний вынуждено было резко увеличить расходы на охрану трубопроводов и комплексную программу диагностики их состояния.
За прошедшие с тех пор годы проблема обострилась – миниНПЗ уже не так выгодны, нефтепродукты для топливных рейдеров – доходнее. «Благодаря существующей правоприменительной практике в отношении криминальных врезчиков, нефтепродукты стали пользоваться большей популярностью, чем нефть» — комментирует эксперт ТЭК Иван Барсумин. «За 2017 год в нефтепроводы врезались 62 раза, а в нефтепродуктопроводы – 227. При этом реального наказания преступники не получают — существующая правоприменительная практика только мотивирует воров. Если не принять жесткий закон, ситуация усугубится», — резюмирует Барсумин
Результат «гуманной» политики правоохранителей к топливным ворам в цифрах: в 2007 году в Подмосковье осуществлена 1 криминальная врезка, в 2017 году – 59. Прямо пропорционально сократилось количество уголовных дел, заведенных по этой статье.
Обратимся к статистике: За последние три года в Подмосковье зафиксировано 139 фактов краж топлива. По ним возбуждено 87 уголовных дел, при этом отказано в рассмотрении почти трети от этого числа – 33. В суд направлено только 6 эпизодов, из них рассмотрено — 5, преступники привлечены к наказанию по 4 делам.
Из этих единичных случаев наказание получают лишь простые исполнители, а сроки у них и вовсе символические. При этом вся цепочка от исполнителей до заказчиков и покровителей так и остается нераскрытой.
За решетку с вероятностью 3%
По той печальной статистике, которую мы увидели, правоохранительные органы редко доводят до конца преследование топливных воров. С чем это связано – с аффилированностью или беспомощностью– пока открытый вопрос. В свою очередь эксперты видят решение проблемы в усилении полномочий собственных служб охраны трубопроводов.
В Госдуму внесен законопроект о введении уголовной ответственности за самовольное подключение к трубопроводам. В комитете Госдумы по энергетике считают, что проект надо дополнить нормой по возмещению виновной стороной затрат собственнику трубопровода на ликвидацию врезки и ее последствий, ведь очистка земли и воды от разлившегося топлива иногда требует многодневной работы десятков человек и единиц техники. По статистике, каждая 10-я врезка приводит к разливу.
Так, в Уфе в марте 2015-го в результате криминальной врезки в нефтепродуктопровод «Салават-Уфа» на почву вылилось около 200 литров. Тогда Росприроднадзор республики оценил общий ущерб экологии в 28 миллионов рублей и потребовал их с компании, управляющей трубопроводом. И подобных случаев сотни… Если преступников и поймали, то далеко не факт, что у них есть такие деньги. Другое дело – управляющая трубой компания – у нее и деньги есть, и ловить не надо.
Криминальный бизнес нефтекрадов – это крепкая цепь, звенья в которой легко переставляются и заменяются. Если сегодня «забрали» человека в спортивной куртке и с грязными руками, который сливал ворованное, то завтра на его место выйдет другой. Для организаторов врезок простые исполнители – расходный материал.
Пока законодательные предложения в проекте. В жизни же у топливных баронов вероятность попасть за решетку всего 3%, что делает их занятие практически безопасным.