Сносить нельзя строить: Красноярцам продают огороды под видом дач
Иски к десяти собственникам о сносе строений, чьи участки в районе поселка Сухая Балка попали в охранную зону (ОЗ) и зону минимально допустимых расстояний (ЗМДР) нефтепровода «Омск-Иркутск», подала компания «Транснефть – Западная Сибирь». Один иск к З. Быковой Емельяновский районный суд уже удовлетворил. В ОЗ и ЗМДР в Сухой Балке попали еще 20 участков, по которым компания иски пока не предъявляла. Здесь же проданы дачникам под застройку более 50 участков. На них еще ничего не построено, но сам факт продажи участков в охранной зоне предвещает новые конфликты и новые иски о сносе.
Что делать владельцам участков, обязанным снести свои дома? 14 июня в поселке Сухая Балка прошел митинг протеста против сноса домов. На митинге в защиту обиженных дачников грудью встал местный депутат Иван Серебряков. Однако, как пишет информационное агентство «Национальные интересы», дачники для депутата — только массовка. Реальным же заинтересантом гневных филиппик депутата был господин Водолазский, а также чиновники Емельяновского района, переводящие сельхозземли с обременением в другие категории под строительство жилья. Новые коттеджи, выставленные на продажу бизнесменом Водолазским, также попали в охранную зону нефтепровода.
«В документах на землю органы земельного кадастра обязаны указывать ограничения на использование земли в охранных зонах, − комментирует ситуацию юрист Леонид Овсянников, − а местные власти не только не имеют право разрешать здесь строительство, но и обязаны, по закону о местном самоуправлении, следить за тем, что никто ничего в охранных зонах не строил».
Увы, свои обязанности чиновники не выполняют. А люди не понимают, почему их собственность должна быть снесена, причем за их же счет, имея на руках все документы на землю и дома. И все же суд признал постройки в охранной зоне самовольными, так как нахождение строений в охранных зонах магистральных трубопроводов запрещено. Позиция судов защищает самое главное, что есть у человека, − его жизнь. Землю над магистральными трубопроводами допустимо использовать под огороды и пашню, но категорически запрещено возводить дома, в которых могут жить люди.
Известна истина, что спасение утопающих − дело рук самих утопающих. Администрация Шуваевского сельсовета Емельяновского района 26 августа 2014 года выдала гражданке Н.С. Афанасьевой разрешение на строительство в районе Сухой Балки дома площадью 81 кв. м на принадлежащем ей участке с кадастровым номером 24:11:0130801:48. В документах на участок обременений указано не было. Однако Наталья Афанасьева благоразумно решила подстраховаться и обратилась в «Транснефть» с просьбой проверить, не попадает ли ее участок в охранную зону нефтепровода. Компания дала официальный ответ − участок попадает в ОЗ и ЗМДР нефтепровода «Омск – Иркутск», строить здесь ничего нельзя. В апреле нынешнего года Н. Афанасьева добилась в Арбитражном суде Красноярского края аннулирования разрешения на строительство и на основании данного решения теперь принимает меры по расторжению договора купли-продажи земельного участка.
«Если выяснилось, что проданный участок попал в охранную зону, где запрещено любое строительство, нужно получить официальный документ о запрете строительства, и на его основании подавать регрессные иски о компенсации за снос домов к органам, которые выдали разрешение на строительство и не указали обременения в документах на землю, а также расторгать договора купли-продажи земли», — добавляет Овсянников.
Время и нервы, затраченные на иски и суды, Наталье Афанасьевой никто не компенсирует, но деньги на дом она для себя сохранила.
Нефтянникам впору открывать в поселке Сухая Балка юридический офис, чтобы помогать людям подавать регрессные иски к чиновникам. Абсолютно все сделки в ЗМДР «токсичны». Или хотя бы повесить объявления с телефонами доверия, чтобы перенаправлять людей к юристам составлять исковые заявления и представлять их интересы в судах. Что еще остается делать, если уж власть и депутаты аффилированы с жуликами. Пресс-служба «Транснефти» пока только разводит руками – для них это непрофильная деятельность, монополия и так платит в местный бюджет более 1,5 млрд рублей налогов и вправе требовать хотя бы элементарного соблюдения законов.
Пока речь идет всего о десятке человек, попавших «под раздачу» из-за корумпированых чиновников. Депутат Серебряков не призывает остановить продажу земли под жилое строительство в охранных зонах, чтобы защитить граждан. Законодатель, напротив, предлагает узаконить нарушения, оставив людей в заложниках у судьбы.
Наверное, нужно первое судебное разбирательство, в ходе которого суд найдет нужные термины и сроки для квалификации действий чиновников по выдаче недействительных разрешений на строительство.