Банкам придется заплатить больше за нарушения в рекламе кредитов
С 23 октября 2023 года по требованию Центробанка банки должны информировать клиентов в рекламе не только о привлекательной ставке, но и о полной стоимости продукта, а также позволять рассчитывать кредиты. Например, затраты на оплату страховки при оформлении кредита. Это привело к трудностям с привлечением новых клиентов. Финансово-кредитные организации решили проигнорировать новый закон, поэтому обсуждается вопрос об увеличении штрафа за его нарушение вдвое — до 1,6 млн рублей.
На сколько вырастут штрафы
После принятия закона банки не могут указать только привлекательную ставку, а должны информировать потенциальных заемщиков о реальной стоимости займа. Ранее банки не включали ПСК в платежи по допуслугам, поэтому показатель был существенно занижен. Теперь расчеты стали точнее, поэтому потенциальным заемщикам заранее известно обо всех возможных расходах.
В данный момент действуют следующие штрафы за некорректное значение ПСК в рекламе кредитов:
- от 20 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц;
- от 300 тыс. до 800 тыс. рублей для юридических лиц.
Не исключено, что в ближайшее время суммы вырастут вдвое:от 40 тыс. до 100 тыс. рублей, для юрлиц — от 600 тысяч до 1,6 млн рублей. Причем правила касательно диапазона ПСК будут касаться любых рекламных материалов, в которых сообщается о ставке по кредиту.
В данный момент законопроект о внесении поправок в закон о рекламе уже находится на рассмотрении.
Для справки:
Полная стоимость кредита — это не только проценты за пользование заемными средствами, но и все дополнительные расходы со стороны заемщика, предусмотренные договором. Например, страхование жизни и здоровья, комиссия за открытие счета, СМС-уведомления и прочие допуслуги.
Почему банки игнорируют новые правила
Большая часть банков и МФО еще не доработали новые модели продаж с учетом законодательных изменений, — говорит Анна Романенко. Ведущие игроки оказались на перепутье: если они будут соблюдать новые правила, то снизится потребительский спрос, отметила она.
По Романенко, в этом случае финансовые организации столкнутся с гораздо большими убытками, чем штрафы за нарушения. Вероятно, даже в случае повышения штрафов вдвое они будут игнорировать правила, — полагает эксперт. Однако, по ее мнению, следует привлечь к ответственности и распространителей рекламы, которые часто вводят людей в заблуждения из-за некорректных предложений.
Основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский подтвердил, что вместо кредитов банки рекламируют на телевидении другие продукты, например, вклады и свои сервисы. Из-за ужесточения требований реклама кредитных продуктов станет информативнее для клиентов, но менее привлекательной, ведь им станет известно о ПСК, — говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, это приведет к существенному снижению продаж финансовых продуктов.
Штрафы за нарушения в рекламе небольшие, поэтому большинство участников рынка предпочитают их игнорировать, — считает старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин. Более того, для изменения рекламных материалов сопряжено с крупными затратами: консультации с юристами, маркетологами и даже с психологами, — подчеркнул он. По его словам, увеличение штрафов позволит защитить права потребителей.