Главная > ЭКОНОМИКА > БРИКС 2024 – председательство России: новое экономическое измерение

БРИКС 2024 – председательство России: новое экономическое измерение

ЭКОНОМИКА 16:30 3.05.2024

В этом году к Российской Федерации перешла роль председателя объединения БРИКС. Какие изменения в жизни объединения стоит ожидать в связи с этой переменой? Какие направления экономического развития стран-участниц являются приоритетными на данный момент, и какие из них особенно важны именно для отечественной экономики? – экономист и общественный деятель Марат Айдагулов разбирается в текущей повестке развития БРИКС.

БРИКС — межгосударственное объединение, которое было основано в июне 2006 года в рамках Петербургского экономического форума. Изначально в него входили Бразилия, Россия, Индия и Китай, позже присоединилась и Южно-Африканская Республика. По итогам 2023 года доля стран БРИКС составила 35% мирового ВВП по паритету покупательной способности, превысив долю государств «Большой семерки». С начала 2024 года к объединению присоединилось ещё пять стран (Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ), при этом  ведутся переговоры о вступлении новых государств, что также свидетельствует о растущем влиянии БРИКС на международной арене.

В 2024 году в рамках председательства России в БРИКС планируется более 200 мероприятий. Так, в июне в Нижнем Новгороде пройдёт заседание министров иностранных дел стран-участниц, в октябре в Казани — 16-й саммит БРИКС. 18-19 апреля этого года уже прошла встреча старших должностных лиц стран БРИКС по здравоохранению, а 22-23 апреля состоялась встреча шерп/су-шерп стран БРИКС под председательством заместителя Министра иностранных дел, шерпы Российской Федерации в БРИКС С.А. Рябкова.

Говоря о планах России в развитии объединения на ближайший год, Владимир Путин в рамках своего заявления подчеркнул, что Российская Федерация будет ориентироваться, прежде всего, на реализацию утверждённых ранее Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 г. и Плана действий по инновационному сотрудничеству на 2021-2024 гг.. Отдельно президент подчеркнул задачи обеспечения энергетической и продовольственной безопасности стран-участниц, развития межбанковской кооперации и расширения использования национальных валют во взаимной торговле. Также, была отмечена необходимость дальнейшего расширения взаимодействия в сфере науки, высоких технологий, здравоохранения, экологии, а также в области культуры и спорта.

О каких конкретно изменениях в экономической сфере можно говорить?

Прежде всего, стоит ожидать инициатив, направленных на укрепление роли БРИКС в международной валютно-финансовой системе. Фактически, идея создания собственной валюты объединения существует с первых дней его появления, но идея эта неизбежно сталкивается с рядом препятствий, например, экономическим разрывом между странами-участницами или доминированием доллара на глобальной арене. Тем не менее, идея жива до сих пор, и она тесно связана с задачами упрощения торговли внутри объединения, а также снижения зависимости от доллара и евро в международных расчетах.

Стоит понимать, что именно Россия выступает одним из главных инициаторов перехода на расчёты в национальных валютах, что неизбежно скажется на задачах, реализуемых в рамках председательства. Именно задаче перехода на национальные валюты подчинено было, в частности, создание системы BRICS Pay, работающей на территории пяти государств и объединяющей национальные платежные системы стран-участниц, позволяя миновать необходимость конвертации в доллары через американские банки. BRICS Pay должна полноценно заработать к 2025 году. Также, будет продолжена работа по развитию механизма Пула условных валютных резервов, прежде всего, в части применения валют, альтернативных доллару США, — отмечает в своём интервью помощник президента РФ по внешней политике Юрий Ушаков.

С идеей экономического отделения от Запада связана и инициатива России по созданию общей зерновой биржи в рамках БРИКС.

Её создание может повысить продовольственную безопасность участников объединения, создать дополнительные связи между крупными поставщиками и покупателями зерна, укрепить положение России как одного их ключевых поставщиков, а прежде всего – биржа позволит устанавливать цены на зерно и другую агропродукцию, не оглядываясь на американские и европейские биржи, помогая проводить расчеты в национальных валютах. «С новой площадкой страны, которые являются основными производителями зерна, будут наконец играть большую роль в биржевой торговле пшеницей и кукурузой», — указывает основатель компании BRICS+ Analytics Ярослав Лисоволик.

Особое внимание уделяется и теме логистики, в частности, обеспечению безопасности транспортных цепочек, а также снижению возможных затрат на перевозки. Россия уже выступила с предложением учредить в БРИКС постоянно действующую комиссию по транспорту, которая занималась бы вопросами развития межрегиональных и глобальных логистических и транспортных коридоров. Одной из задач комиссии может стать и дальнейшая работа над проектом трансконтинентального коридора «Север-Юг», который соединит российские порты на северных морях и Балтике с морскими терминалами на побережье Персидского залива и Индийского океана, таким образом в будущем обеспечив транзит до 30 млн. тонн грузов ежегодно.

В сфере здравоохранения Россия продвигает инициативу о запуске Комплексной системы раннего предупреждения рисков возникновения массовых инфекционных заболеваний. Также, в рамках проведённой в апреле встрече старших должностных лиц стран БРИКС по здравоохранению было предложено создание медицинского журнала БРИКС и учреждение медицинской ассоциации БРИКС. Юрий Ушаков отдельно отмечает необходимость развития более тесной координации стран-участниц в рамках рабочей группы объединения по ядерной медицине, а также подчеркивает развитие тематики социальной медицины и инициатив по поддержки людей с ограниченными возможностями.

Ведётся работа над углублением сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий, цифровой экономики, и инноваций. В частности, идёт продвижение разработанного в России «Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта», а также работа над кооперацией научных парков стран-участниц объединения в рамках инициативы «Инновационная сеть iBRICS». Также, Россия выдвигает инициативу о создании в БРИКС Контактной группы по климату и устойчивому развитию. Учитывая тот факт, что экспертами ожидается рост числа проектов устойчивого развития в странах БРИКС, можно смело сказать, что у России сейчас есть реальная возможность стать лидером новых ESG-стандартов объединения.

Важной темой остаётся сотрудничество в области науки, в частности, подразумевающее работу над программами обмена академических кадров. Также ведётся совместная работа участников объединения по обеспечению взаимного признания академических квалификаций и совершенствованию систем вузовских рейтингов участников БРИКС, что может существенно изменить положение дел в академической среде и связанных с ней отраслях экономики.

Ответственными лицами постоянно подчеркивается, что одной из главных целей председательства России является углубление контактов в области культуры, ведь важным аспектом объединения БРИКС является продуктивный культурный обмен при сохранении аутентичности культуры каждой отдельно взятой страны-участницы. Уже запланированы разнообразные фестивали культуры и кино, Академический и Гражданский форумы, Молодежный форум и Молодежный лагерь, Форум молодых дипломатов, а также традиционный Форум породненных городов и муниципальных образований. Не стоит забывать и о том, что летом состоятся открытые Игры БРИКС, в программу которых включены 29 видов спорта. На них приглашены спортсмены из более чем 60 стран. Все эти инициативы, очевидно, способствовать будут не только культурному обмену, но и развитию соответствующих отраслей экономики, в частности, торговли и туризма.

Председательство в БРИКС открывает перед Россией ряд возможностей, реализация которых может стать не только существенным фактором развития отечественной экономики, но и неким позитивным влиянием на международную ситуацию в экономике.  Сама идея, стоящая за БРИКС, — идея справедливого равенства в межгосударственном общении – при адекватной её реализации может стать тем инструментом, который так необходим человечеству для решения экологических, политических и экономических проблем, стоящих перед мировым сообществом.