Цены на бензин в Самарской области могут вырасти в следующем году, но не из-за нефтяников
Об этом заявили эксперты на круглом столе, который прошел накануне в пресс-центре «КП-Самара». Автомобилисты Самарской области, и не только они, испытали настоящий шок в конце весны 2018 года, когда на заправках буквально каждый день переписывались ценники на топливо. Летом ситуация с ростом цен стабилизировалась и литр самого популярного АИ-95 можно было купить за 43 рубля. Но затишье оказалось недолгим.
С конца октября российское общество стали будоражить слухи. Дескать нефтяники требуют у правительства разрешить им со следующего года повысить стоимость топлива на 4-5 рубля за литр. Это компенсирует им убытки, которые они несут из-за инфляции и завершения налогового маневра в нефтяной отрасли.
Нет никаких причин говорить о том, что в Самарской области наблюдается монопольный сговор нефтяников. К такому выводу пришли в региональном УФАС, ведь на топливном рынке фиксируются совершенно разные цены
— Хочу напомнить всем, что топливный рынок в России не регулируется государством, — отметил руководитель самарского УФАС Леонид Пак. — Антимонопольщики могут вмешаться, если в регионе сложится ситуация монополии. В Самарской области такого не наблюдается. А вообще, снизить цены на бензин в масштабах всей страны можно было бы, пересмотрев административные барьеры в отрасли. Например, у нас очень жесткие требования к АЗС, где они могут располагаться и как оборудоваться.
Рост цен на бензин в Самарской области вряд ли привет к социальному взрыву и акциям протеста. Но усталость и недовольство в регионе накапливается.
Директор информационного агентства «Саминвестор» Илья Липкинд считает грядущее повышение стоимости топлива вполне ожидаемым. Нефтяникам придется пойти на этот шаг из-за независящих от них причин.
— Прибавка в 4-5 рублей вполне реальна, — замечает Илья Липкинд. — Давайте рассчитаем, из чего она складывается. С нового года из-за увеличения акцизов тонна бензина подорожает примерно на 3700 рублей, которые дают 2,8-2,9 рубля прибавки к стоимости литра. Плюс, повышение НДС с 1 января. В сумме получаем 3,7-3,8 рубля прибавки. Кроме того, из-за инфляции, которая “отъедает” кусок от реальной прибыли нефтепереработка, повышение на 4-5 рублей не выглядит чем-то невозможным. То есть, получаем среднюю цену на литр 95-го в 2019 году в Самарской области в коридоре 48-49 рублей.
В целом, эксперты сошлись во мнении, что прогнозируемый рост цен на бензин и дизтопливо вызвано не желанием нефтяных компаний (таких как Роснефть, Газпром и других) увеличить свою прибыль, а экономической политикой правительства. Но последствия этого, как уже бывало не раз, почувствуют на себе не только автомобилисты
Меры по преодолению роста цен должны приниматься на уровне федерального правительства. И они не должны идти в русле командно-административной системы.
— Рост цен на топливо приведет к замедлению экономического роста, — прогнозирует Илья Липкинд. — Повышение акцизов, кроме того, повлияет и на платежеспособность автомобилистов, у которых будет оставаться меньше денег на другие товары и услуги. Повышение налогов на природные ископаемые, при снижении пошлин, стимулирует экспорт нефтепродуктов. Нужно создать постоянно действующие механизмы. Пересмотреть налоговую политику, НДПИ, внутренние акцизы и экспортные пошлины. Если этого не сделать, то всех нас ждет повышение цен на топливо на 10-15% только в следующем году.