Генерал-майор авиации Владимир Попов: первые три воздушных грузовика на АО «Авиастар-СП» – это «пробный шар», первый этап госзаказа
Замминистра обороны Алексей Криворучко первого августа посетил с рабочим визитом АО «Авиастар-СП». Он обсудил с губернатором Сергеем Морозовым ход реализации гособоронзаказа по поставкам военно-транспортных самолетов и ознакомился с производственными мощностями авиапредприятия. Минобороны России к 2027 году планирует заказать ульяновскому авиазаводу 14 летающих танкеров – новейших самолетов-топливозаправщиков.
На встрече глава губернии Сергей Морозов заявил, что Министерство обороны является одним из ключевых партнеров Ульяновской области. Поэтому регион намерен и дальше предоставлять целый комплекс льгот своему ключевому предприятию-авиагиганту.
«Мы готовы продолжать оказывать меры поддержки не только «Авиастару», но и полку военно-транспортной авиации, который сегодня работает в регионе, – отметил губернатор. – Мы готовы взять на себя обязательства обеспечить персонал и членов их семей не только хорошими рабочими местами, но и созданием новых детских садов, дошкольных образовательных учреждений, если понадобится, то и местами в самых современных школах, которые мы строим здесь, в Новом городе, в районе «Авиастара».
Алексей Криворучко лично проинспектировал ход работ по сооружению воздушных грузовиков Ил-76МД-90А, осмотрел перспективный самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А и убедился в крепких ресурсных возможностях завода по планомерному наращиванию темпов строительства военно-транспортных самолетов. Это подтверждает и отчет регионального департамента промышленности, по итогам первого полугодия на заводе отмечается рост налоговых отчислений в консолидированный бюджет в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За 6 месяцев завод перечислил более 270 млн. рублей.
«Этот заказ ульяновскому «Авиастару» означает для региона, прежде всего, стабильные рабочие места, налоги – устойчивые отчисления в местный бюджет, достойные, вполне конкурентные зарплаты специалистам, – комментирует визит замглавы оборонного ведомства в Ульяновск главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Надо понимать, во времена СССР Ил-76 выпускали в Узбекистане, а сейчас их производство локализуется на новой технологической базе, в новом техническом облике непосредственно в России, что очень важно. Эти самолеты – наш технологический потенциал и есть возможность его конвертации в другие, в том числе наукоемкие отрасли экономики. Потребность в этих машинах есть. На данный момент с темпами строительства военно-транспортных самолетов весь вопрос упирается в деньги, а высококлассные производители в нашей стране, несомненно, есть. Поэтому в рамках существующих реалий, я думаю, что для Ульяновска это хороший и выгодный контракт. Будем рассчитывать, что интерес не иссякнет и отразится в конкретных заданиях гособоронзаказа, в десятках миллиардов рублей, которые достойное предприятие будет получать от Министерства обороны РФ».
В этом году для военного ведомства «Авиастар-СП» обязался поставить три модернизированных тяжелых военно-транспортных самолета Ил-76МД-90А, но, по словам заместителя министра обороны, возможны корректировки объемов заказа после согласования некоторых вопросов технического и ценового характера.
«Действовать поэтапно, это как раз верная тактика, – считает генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов. – Первые три воздушных грузовика – это, скорее всего, «пробный шар», первый этап госзаказа. В войска они должны прийти сначала малой серией. Законы летной деятельности тонкие, надо посмотреть, как средний летчик уровня подготовки 2-3 класса будет чувствовать себя на машине, с этим новым оборудованием, с модернизированной системой, с этими двигателями. Поэтому «обкатка» в войсках неоходима, чтобы скоррелировать и локализовать все нюансы.
Самолеты Ил-76 вариантов топливозаправщика и транспортно-десантной модификации – это машины стратегического назначения; для армии они очень важны. На сегодняшний день, когда идет глубокая модернизация авиационной техники без них невозможно развитие воздушного флота, они увеличивают боевой потенциал в разы. Также стоит учесть, что поколение летного состава меняется – с этим были большие проблемы последние 25 лет – сейчас мы восстанавливаем штат летчиков, штурманов, бортовых специалистов, осуществляющих в том числе и организацию заправки. Без этих самолетов нельзя провести грамотное и полноценное обучение.
Я убежден, что это существенный и важный заказ. А в последние годы мы действовали не очень щедро по отношению к «Авиастару» и были глубоко не правы, потому что предприятие – наш национальный бренд. Завод хорош и с экономической точки зрения и в плане технологий производства, кроме того там заложен огромный потенциал. Сегодня без ресурсов предприятия военно-транспортной авиации обойтись практически нереально. «Авиастар-СП» надо, говоря современным языком, раскручивать и раскручивать, давать как можно больше заказов. И региону это будет очень полезно. Выступая на конференциях и в докладах руководству, я всегда подчеркивал, завод стоит того, чтобы делать на него ставку. Я был пару раз на «Авиастаре» и могу сравнить его только с тремя большими заводами: Новосибирским им. В. П. Чкалова (НАЗ им. В. П. Чкалова), Иркутским заводом ИАЗ, ну и КнААЗ им. Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Это основные столпы нашей боевой авиации, которые многое значат для воздушно-космических войск сегодня».