Главная > БИЗНЕС > Герман Шеховцев: эффективный менеджмент – основной фактор успеха в бизнесе

Герман Шеховцев: эффективный менеджмент – основной фактор успеха в бизнесе

БИЗНЕС 07:13 15.10.2018

Койчи Цукамото, известный японский бизнесмен, сказал, что шаг ста человек, лучше, чем сто шагов одного. В этой простой фразе, по сути, и состоит задача, которую должен решать эффективный менеджер. В бизнесе крайне важно иметь возможность достичь цели с минимальными затратами и издержками, при этом, с максимально возможной результативностью.

Бизнес-модель строится по общему принципу — ресурс, будь то финансовый, материальный или трудовой, посредством ряда операций преобразуется в товар или услугу. При этом важно понимать, что процесс преобразования должен идти не только в пользу потребителя, но и с выгодой для себя. Именно стоимость затрат на преобразование и определяет эффективность деятельности, а функция менеджера состоит в том, чтобы видеть эту зависимость, понимать, как структурные элементы бизнес-процесса взаимодействуют между собой, предвидеть проблемы, и уметь своевременно на них реагировать.

Эффективность нельзя понимать в какой-то одной категории. Говоря о бизнесе, можно говорить, о реальной, потенциальной, тактической и стратегической эффективности.

Наиболее просто оценивать реальную эффективность, которую можно измерить исходя из того, работает ли бизнес, последовательно ли выполняются все операции, дает ли бизнес прибыль — без выполнения данных условий невозможно существование, какого бы то ни было «дела».

Тактическая и стратегическая эффективность помогают получить отдачу в кратко- и среднесрочной перспективе.

Потенциальная эффективность важна на этапе предварительного планирования.

В условиях современного рынка, когда высока конкуренция и имеют место высокие риски, связанные с возможным неуспехом, банкротством, руководитель не может позволить себе быть безответственным в стратегическом плане.

Концепция стратегического менеджмента является одной из современных концепций, обеспечивающих эффективное управление бизнесом, направленное на разработку и осуществление долговременных стратегий.

Категории стратегического менеджмента позволяют анализировать любой бизнес проект исходя из теории открытых систем, при этом, ключевым здесь является то, что основные факторы успеха необходимо искать не внутри предприятия, а во вне его, в окружающем мире. Иначе говоря, успех того или иного бизнес проекта будет определяться ресурсом приспособляемости к вызовам окружающей среды.

Теория, не всегда гладко может быть реализована на практике. Реальность такова, что экономическая ситуация в России, не всегда даст возможность последовательно реализовывать тезисы, прописанные в руководствах по эффективному менеджменту. Компромисс нужно искать на стыке между разного рода эффективными моделями, которые уже реализованы в разных странах и на разных предприятиях, возможностями адаптации лучших исследований в области менеджмента к повседневной реальности нашей страны.

Стоит упомянуть о системе японского менеджмента, который, с высокой степенью вероятности, можно отнести к наиболее эффективным в плане управления бизнес- процессами. Ключевым здесь является ориентация на качество и постоянный контроль над ним. В японской стратегии менеджер непосредственно находится в производственном цеху — это позволяет ему своевременно видеть проблему и быстро на нее реагировать. Система управления по-японски направлена на развитие человеческих отношений. Предприятие отождествляется с семьей, которая совместно решает любые проблемы, помогая слабым, защищая себя от угроз со стороны внешнего мира.

Несколько в других категориях можно говорить, характеризуя немецкий стиль управления. В отличие от японской модели, здесь во главу угла ставится конкуренция и дух соперничества, при этом, не обязательно уничтожать конкурентов, важно сделать, так, чтобы не создать условий для жесткой конкурентной борьбы. Эффективность по-немецки состоит в умении грамотно поделить рынки и быть лучшим в своем сегменте. Характерной особенностью немецкой модели управления является работа в рамках четкого государственного регулирования.

В российской действительности нельзя слепо копировать те или иные зарубежные стратегии. У нас нет большого опыта для развития частной инициативы, долгое время именно государство определяло, что и как нужно делать, зачем важно что-то производить. Российская бизнес-модель эффективного бизнеса должна строиться исходя из специфики нашей ментальности, опираясь на самые результативные стратегии, испытанные в других странах и регионах мира.

Герман Шеховцев, управляющий директор Русклимат