Главная > ЭКОНОМИКА > Горе-эксперт Танкаев: новый проект "Юг" приведет к росту цен на топливо

Горе-эксперт Танкаев: новый проект «Юг» приведет к росту цен на топливо

ЭКОНОМИКА 11:47 22.05.2018

«Независимая газета» в лице генерального директора компании «ИнфоТЭК-Терминал» Руслана Танкаева наехала на «Транснефть». 17 мая в издании вышел материал «Дизельная прорва», в котором эксперт решил объяснить несведущему читателю, что транспортная монополия «использует свое положение для максимизации собственных результатов в ущерб интересам государства». Объяснить на примере недавно запущенного продуктопровода «Волгоград-Новороссийск», который позволил НПЗ юга России не подключенным к магистральным сетям сдавать свои нефтепродукты на экспорт через новый пункт приема. «Наехала» надо сказать очень неудачно – как с точки зрения выбора эксперта, так и фактически.

То, что этот материал вышел в «Независимой газете» неудивительно. Издание давно и успешно сотрудничает по госконтракту с «Роснефтью», интересы которой постоянно лоббирует независимый эксперт Танкаев. К слову, являющийся не только руководителем частной структуры «ИнфоТЭК-Терминал», но и членом Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК. Удивительно другое, что член комитета, являющегося одним из главных экспертных инстанций не только для Минэнерго, но и всего правительства, выступает против качественной переработки сырья в стране и призывающий вернуться на роль сырьевого придатка Запада. Дело в том, что как изначально планировалось правительством и было заявлено руководством «Транснефти», необходимым условием подключения к новому продуктопроводу является модернизация подключаемых заводов с переходом на выпуск дизельного топлива класса «Евро-5». Таким образом, пуск новой трубы это не просто дополнительный маршрут экспорта, но и важный стимул модернизации южных НПЗ — Ильского, Афипского, «Славянск ЭКО» и «Краснодарэконефти» (табл.1). И «эксперт» Танкаев об этом не мог не знать.

Таблица 1. Прогноз производства дизельного топлива

НПЗ Вид ДТ 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2025-2019
ООО «Ильский НПЗ» ДТ-Евро         2082 2082 2082 2082
тыс.т ДТ-Сернистое 1100 1100 1100 2199       -1100
ООО «Афипский НПЗ» ДТ-Евро     5384 5384 5384 5384 5384 5384
тыс.т ДТ-Сернистое 2730 2730 738 738 738 738 738 -1991,9
АО «КНПЗ-КЭН» ДТ-Евро               0
тыс.т ДТ-Сернистое 984 982 984 982 984 982 984 0
  ДТ-Евро 0 0 5384 5384 7466 7466 7466 7466
Итого ДТ-Сернистое 4814 4812 2822 3919 1722 1720 1722 -3092

 

Теперь к деталям. Россия сегодня перерабатывает около 270-280 млн т в год. Значительная часть переработанного – бензин. Дизельное топливо вырабатывается как сопутствующий продукт, при этом общие объемы переработки дизеля превышают 70 млн т в год. По словам Танкаева общий объем внутреннего потребления дизеля в 2017 году в России составил 33 млн т. При этом по данным таможенной статистики в 2017 году дизеля на экспорт было отправлено меньше 40 млн т. (табл.3). Дефицита дизельного топлива на внутреннем рынке при этом не наблюдается, скорее, наоборот  – в последние годы экспорт и производство стабильно (табл.2).

Таблица 2. Динамика производства ДТ в РФ

НПЗ 2013 2014 2015 2016 2017
Производство на ВСЕХ НПЗ России, млн. тонн 71 77 76 76 77
Производство подключенных к МНПП, млн. тонн 53 56 55 56 57

 

Чего не скажешь о бюджетных поступлениях. За последние три года поступления от экспорта дизеля в казну только уменьшались, сократившись в 2015 году со 142,4 млрд рублей  до 59,22 в 2017-м (табл.3).

Таблица 3. Ориентировочный расчет бюджетных поступлений

Год Среднегодовая пошлина на ДТ, $/т Среднегодовой курс ЦБ РФ, руб/$ Экспорт ДТ из РФ за год, млн. тонн Доход бюджета РФ от пошлины на ДТ за год, млрд. руб
2015 57,67 61,32 40,27 142,40
2016 30,21 66,83 40,79 82,35
2017 25,99 58,30 39,08 59,22

 

Строительство новых магистральных нефте- и продуктопроводов это дело государственного планирования, а не частного решения отдельной компании, пусть даже и государственной, как хочет представить в публикации Танкаев. Решения о таких сложных инфраструктурных проектах принимаются на много лет вперед, на уровне правительства и президента страны и входят в основные госпрограммы инфраструктурного развития. В частности, проект «Юг» о котором пишет Танкаев, входит в «Энергетическую стратегию России на период до 2030 года», утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р; «Генеральную схему развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года», утвержденную 06.06.2011 приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 212, а также «Стратегия ПАО «Транснефть» на период до 2020 года», утвержденную Советом директоров ПАО «Транснефть». Говорить, что «Транснефть» «любой ценой стремится получить максимальную маржу и стимулирует частные компании к хищническому поведению», по меньшей мере, глупо. Называя вещи своими именами – это манипуляции, непрофессиональные и спланированные.

В статье умышленно искажен факт того, что «открытое письмо на правах рекламы», на которое ссылается Танкаев, описывает ситуацию, связанную с производством автомобильных бензинов и его дефицитом на внутреннем рынке. При этом по системе МНПП, в частности, по нефтепродуктопроводу «Волгоград – Новороссийск» транспортируется исключительно дизельное топливо Евро-5. Автомобильный бензин транспортируется по системе МНПП исключительно на внутренний рынок с целью минимизации логистических затрат. Идти на такие подтасовки – расписываться в полной профнепригодности. Но тут дело скорее не в профессионализме, а в том, что перефразируя цитату Маркса, приведенную Танкаевым в своем опусе, «при прибыли в 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы мелкотравчатый пиарщик, хотя бы под страхом виселицы».

Увлекаясь разоблачением происков «Транснефти» местами господин Танкаев просто плюет на фактическую логику. Описанная горе-экспертом фискальная модель ухудшает нефтепереработку и вынуждает экспортировать сырую нефть. Увеличение экспорта нефти отрицательно сказывается на производстве нефтепродуктов ВИНКами, в частности и дизельного топлива. Это противоречит написанному в статье о том, что растет и экспорт дизельного топлива при росте экспорта нефти. Далее развивая эту мысль, автор просто вводит читателей в заблуждение. Если растут объемы экспорта сырой нефти, то автоматически снижаются объемы нефтепереработки и, как следствие, снижаются объемы выработки дизельного топлива. В связи с чем, невозможно максимизировать экспорт  дизеля.

Аналогичная история с заявлениями Танкаева относительно «дефицита топлива на внутреннем рынке». В России контроль за производством и экспортом автомобильных бензинов и дизеля с целью недопущения их дефицита на внутреннем рынке РФ осуществляют Минэнерго и ФАС. При этом Транснефть производит транспортировку автомобильных бензинов исключительно на внутренний рынок для нужд потребителей РФ.  Кроме этого сегодня в России существует перепроизводство ДТ, именно для этого необходимы дополнительные логистические мощности, чтобы излишки отправлять на экспорт.

Очевидно не в интересах анонимных «представителей топливных ассоциаций» о которых пишет Танкаев. Из джинсовой публикации «Независимой газеты» торчат все те же уши главного заказчика «эксперта» Танкаева – компании «Роснефть». Руслан Уланович  в ущерб реальности просто отрабатывает деньги, очередной раз исполняя роль рупора «Роснефти». У Сечина нет денег на модернизацию собственной самарской группы НПЗ для выпуска качественного дизеля Евро-5, зато есть деньги заплатить за дутого эксперта. Цена по меркам госолигарха небольшая – 20.453.653 рубля, сумма госконтрактов, заключенных за последнее время между «Инфо ТЭК-терминал» и госкомпанией «Роснефть».

 

Леонтий Михайлов