Как выбрать компетентного психолога: рекомендации Лидии Жерелиной
Если вы считаете, что в жизни «что-то идет не так», у вас есть проблемы в общении с близкими, с детьми, на работе, вы не радуетесь общению, страдаете от страхов и фобий, продолжительное время испытываете подавленное состояние, не можете раскрыть до конца свой потенциал – то вам нужна помощь. В этой статье опытный психолог объясняет, какие внутренние причины мешают вам записаться на консультацию, и делится советами, как не ошибиться с выбором специалиста.
– Лидия, как понять, нуждается ли человек в сторонней помощи?
– Для этого нужно разобраться со своим внутренним состоянием. Есть тонкая грань между «справлюсь сам?» и «мне нужен психолог?». Нужно честно ответить себе на эти вопросы.
– Сейчас очень многие предлагают услуги психолога. Как выбрать подходящего специалиста?
Существуют четкие критерии, которым психолог должен соответствовать. Во-первых, это профильное образование – высшее психологическое. Специалист может иметь ученую степень – быть кандидатом или доктором психологических наук. Во-вторых, ему необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень и иметь сертификаты, которые это подтверждают. В-третьих, психолог должен сам пройти психотерапию и супервизию. Это обязательное условие, потому что в силу особенностей профессии накапливаются негативные состояния, которые необходимо прорабатывать, – комментирует психолог Лидия Жерелина.
– Требуется ли для работы с клиентами медицинское образование?
Для того чтобы вести психологическую практику, не нужно оканчивать медицинский ВУЗ. Психолог «лечит» разговором и не может назначать медикаменты. В практике он применяет различные методы психотерапии, но для каждого клиента подбирает индивидуальный подход. Человек, который обратился за помощью, должен чувствовать себя в безопасности, не закрываться, доверять специалисту. Психологам в этом помогает триада Карла Роджерса, основателя клиент-центрированной терапии.
– Расскажите об этом подробнее?
Триада состоит из трех элементов: безоценочность и принятие, эмпатия, конгруэнтность. Используя в работе первый элемент, психолог создает атмосферу защищенности и откровения, помогает клиенту раскрыться, – комментирует кандидат психологических наук Лидия Жерелина. – Эмпатия – это чувствительность к эмоциям других людей, понимание того, что они чувствуют и переживают. Она является важнейшим компонентом общения в помогающей профессии. Конгруэнтность – отсутствие фальши в разговоре, соответствие внутренних переживаний их внешнему выражению.
По этим нескольким критериям клиент сможет сделать вывод, подходит ли ему данный специалист и нужно ли продолжать с ним терапию.
– В чем состоит главная задача психолога при работе с клиентом?
Задача психолога – помочь человеку разобраться в имеющейся проблеме и найти пути ее решения, осознанно подойти к пониманию своего внутреннего «Я», разрешить внутренний конфликт. Профессионал не должен давать клиенту советы: разводиться или нет, жениться или вести жизнь холостяка, менять работу или оставаться на прежней. Или, в случае проблем с близкими людьми, рекомендовать перестать общаться с ними. Потому что это не решит проблему, а лишь усугубит её.
– В чем главная ценность посещения консультаций?
– Нужно понимать, что корень зла часто не в самой проблеме, а в том, насколько губительны для человека последствия, связанные с её вытеснением и замалчиванием. Когда клиент не понимает, как выбраться из создавшегося положения, не может экологично выйти из него, именно психолог помогает взглянуть на жизнь по-новому.
– Что важнее для хорошего специалиста – профессиональный опыт или жизненный?
Можно консультироваться у отличного интеллектуала, имеющего много знаний, но, не имея жизненного опыта, он сможет дать только сухую информацию. А когда клиент приходит на сеанс терапии с человеком, который сумел пережить все жизненные потрясения без личностной деформации, он понимает, что это общение может стать источником новых возможностей, новой энергии, – объясняет психолог Лидия Жерелина.