Кражи реальные, сроки условные. Когда топливных воров начнут наказывать по заслугам
Топрефтегаз опубликовал видео расследование, в котором журналисты прошли по следам воров и узнали, почему им сходят с рук многомиллионные ущербы природе. Каждая 10-я попытка врезки в нефтепродуктопровод оборачивается разливом топлива на поверхность земли.
По территории страны проходят свыше 68 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым транспортируется добываемая в России нефть и нефтепродукты с НПЗ.
Стандартный диаметр трубы 1,2 метра, нефть или дизельное топливо перекачиваются в ней под давлением 45 атмосфер. При повреждении трубы высота фонтана топлива может достигать 50 метров (высота 16-этажного дома).
При устройстве криминальных врезок в трубопроводы с целью хищения топлива часто случаются разливы, которые приводят в загрязнению окружающей среды. По статистике «Транснефти», к разливу приводит каждый 10-й случай попытки кражи топлива через незаконную врезку.
Иногда такие разливы принимают большие масштабы. Например, в июле 2016-го года в Подольском районе Подмосковья из-за криминальной врезки на землю вылилось 12 тонн солярки. Нефтепродукты попали в реку Раковка, где и удалось остановить разлив с помощью боновых заграждений. Последствия аварии устраняли 217 человек и 95 единиц техники, в том числе от МЧС России. Для сбора с поверхности воды пленки разлившегося топлива было откачано и утилизировано 500 кубометров воды. Пришлось удалить растительность и кустарники с загрязненной площади 41 тыс. кв. метров и зачистить 7 тыс. кв. метров береговой зоны. Ликвидацию аварии обошлась в десятки миллионов рублей из госбюджета.
В Башкирии в марте 2015 года на магистрали «Салават-Уфа» по появившимся из-под снега пятнам топлива была обнаружена незаконная врезка. Утечка оказалась небольшой — загрязнённый грунт собрали и вывезли. А через месяц в апреле с талыми водами в ближайшие реки с садовых участков потекли нефтепродукты, скопившиеся рядом с домом, где топливные воры устроили криминальный цех. Росприроднадзор республики оценил ущерб экологии в 28 млн рублей.
Пока за устранения всех утечек платит государство. Не известно ни одного случая, когда бы суд заставил топливных воров платить за работы по очистке территории от нефти и нефтепродуктов. Зато заинтересованным сторонам очень удобно возложить ответственность за экологическое загрязнение на владельцев трубопроводов – их не надо ловить, они всегда под рукой, и у них есть деньги, в отличие от рядовых исполнителей, которых ловят за устройство врезок.
В 2016 году на магистральных нефтепроводах было зафиксировано 300 врезок, в 2017 – 289 врезок. Такими темпами борьба с врезками может растянуться на три десятилетия.
Радикально изменить ситуацию можно только за счет резкого ужесточения наказания за сам факт нарушения целостности магистрального трубопровода и возложение на организаторов врезок полной материальной ответственности за их последствия, включая все расходы на устранение последствий разливов топлива. Пока же возмещение мизерно или «условно», как и сами наказания.