Михаил Линд: как не сорвать голос из-за частых репетиций
Голос для певца – главный инструмент. Именно по этой причине его нужно беречь как зеницу ока. К сожалению, многие умудряются сорвать его еще на репетициях. Сегодня поговорим, как этого избежать и что предпринять, если срыв уже случился.
Причин срыва может быть несколько:
1.Форсирование звука
Из-за плохой акустики на репетициях, отсутствия мониторной подзвучки и хорошо слышимых живых барабанов на выступлении певец, особенно начинающий, может начать кричать.
2.Острые заболевания верхних дыхательных путей
Репетиции во время нехорошего самочувствия, которое обусловлено тяжелым состоянием носа, глотки, гортани — может влияет за собой нехорошие последствия. Одно из которых — срыв голоса.
3.Нагрузка в особых условиях
Серьезная речевая нагрузка после перенесенного общего заболевания или на фоне общего утомления — не принесёт ни хорошего результата на репетиции, ни уж тем более на выступлении; так как последние могут быть самые разные.
В результате перечисленного получаем утомляемость голоса, истощение и даже полную потерю звучности. Мы советуем соблюдать превентивные меры, чтобы этого не случилось.
Гигиена голоса во время репетиций
Чек-лист заботы о голосе во время репетиций и выступлений:
- Качественная распевка
Это верный друг не только начинающих, но и уже действующих, знаменитых вокалистов. Если негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке – эффект сохраняется несколько часов.
Чем короче выступление и, чем больше времени до него, тем дольше надо распеваться, чтобы к самому выступлению быть в форме. Если предстоит трехчасовая репетиция, а затем длительный концерт, не усердствуйте, чтобы голос не устал, достаточно 10-15 минут.
- Разгрузка голоса
Об этом нельзя забывать. После продолжительного концерта или репетиции вокалист не сразу перестает петь. Нагрузка должна снижаться постепенно, чтобы голосовые связки вернулись в норму.
Достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на «И» или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой, а затем помолчать.
В результате ваш разговор должен звучать обычно, не выше и не ниже, а самая нижняя нота вашего диапазона звучать чисто и легко. Если голос начал страдать, процесс повторяется до тех пор, пока не достигнут описываемый эффект.
- Форсирование звука
В целях повышения громкости звука необходимо толкать сильнее. Правильным будет соединить больше резонаторов. Если вокальный аппарат еще не окреп, пойте внизу и в середине вашего диапазона не более 30-40 минут в день, с перерывами на отдых. Если говорить после такого распорядка трудно или разговорный голос стал выше, сократите следующее занятие на 10 минут.
- Поддержка оптимальной температуры помещения
При температуре ниже 5 градусов нужно ограничивать большие голосовые нагрузки. Холод может спровоцировать негативные последствия не только для голосовых связок, но и для всего организма.
- Избежание дополнительной нагрузки на связки
Не все певцы знают, но лучше избегать длительной монотонной речи и шепотного голоса. Это очень провоцирует накопление статического напряжения связок.
- Соблюдение необходимых условий
Враг голоса — работа в пыльных помещениях с недостаточной влажностью и тем более вредными химическими веществами. Если ваша студия для репетиций выглядит так, то советуем ее незамедлительно менять.
Подытожив, хотим сказать, что для сохранения своего рабочего инструмента, певец должен избегать резких перепадов температур, не употреблять холодные напитки при перегреве, отказаться от курения и умеренно употреблять алкоголь, хотя от него тоже лучше воздержаться.
Советуем включить в режим своего дня общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
Михаил Линд (Mike Lind), предприниматель, блогер, музыкант