Главная > ТЕХНОЛОГИИ > Региональные цифровые платформы – настоящее и будущее сегмента общественных перевозок

Региональные цифровые платформы – настоящее и будущее сегмента общественных перевозок

ТЕХНОЛОГИИ 16:18 11.08.2021

Максим Исаев, заместитель генерального директора «Датапакс» рассказал о том, как изменились современные подходы к организации общественных перевозок по мере развития цифровизации. 

Если раньше интересы бюджета, пассажиров и организаций, ответственных за перевозки, были как крыловские Лебедь, Рак и Щука, то сейчас комплексный платформенный подход позволяет повышать эффективность для всех участников перевозок одновременно. Ключевые отличия нового подхода от существующих в России моделей управления сегментом общественных перевозок:

переход на оплату перевозчикам за транспортную работу (ранее коммерческие перевозчики обслуживали только прибыльные маршруты, а перевозки по социально важным, но убыточным маршрутам выполнялись муниципальными предприятиями), когда собранная выручка напрямую поступает в бюджет, а перевозчику оплачивается качественно выполненный рейс. Перевозчик обязан выполнить безопасную и комфортную перевозку, не отклоняясь от расписания. Тверская область – это первый регион в России, в котором введена 100% оплата за транспортную работу.

комплексный подход к организации транспортного обслуживания, при котором взаимоувязаны маршруты, расписание и перевозки различными видами транспорта. (Это позволит повысить доступность и удобство транспортной услуги для пассажиров, включая льготных и маломобильных, при минимизации времени в пути и сокращении транспортных расходов региона).

Реализация данного подхода возможна только при внедрении цифровой платформы по управлению общественным транспортом.

Например, в Твери с 2020 года реализуется новая модель пассажирских перевозок, основанная на комплексном цифровом решении, объединяющем все процессы, связанные с организацией и контролем общественного транспорта, а также пользовательские сервисы для пассажиров. При реализации программы модернизации общественного транспорта учитывались все факторы, которые могут повлиять на уровень удовлетворенности пассажиров. Например, новые автобусы, выходящие на маршруты, уже приспособлены для передвижения маломобильных пассажиров, оснащены валидаторами для безналичной оплаты проезда, информационными медиапанелями, где пассажир может видеть движение автобуса по маршруту, системой климат-контроля и видеонаблюдения. Так, в тверском общественном транспорте после запуска системы видеонаблюдения полностью прекратились карманные кражи. Внедрены мультиканальные системы оплаты проезда, позволяющие пассажирам оплачивать проезд с помощью транспортной карты, банковской карты любого банка, мобильного приложения, социальной карты жителя, школьной карты или за наличный расчет. 

Благодаря цифровым решениям пассажир может спокойно спланировать свою поездку, наблюдая в приложении за своим автобусом, потому что он знает время его прибытия, и больше не должен мерзнуть или изнывать от жары на остановке в ожидании автобуса. Еще один удобный сервис, инновационный инструмент от «Датапакс», который компания презентовала в середине июня 2021 года — прогноз безбилетных проездов и автоматизация контрольных проверок. Он дополняет комплексную систему управления общественным транспортом. По итогам пилотных испытаний решения для борьбы с безбилетниками более чем в 2 раза снизилось число «зайцев», а, следовательно, увеличилась собираемость билетной выручки. Помимо резкого снижения числа безбилетников, можно на 30% увеличить эффективность работы «контролеров», до 10% снизить «холостые» наряды.

Кроме того, очень важна обратная связь от пользователей общественного транспорта, которая позволит понять, что нужно корректировать в работе в первую очередь. Данные, полученные через горячую линию и социальные сети, систематизируются, анализируются и передаются заказчику перевозок – ГКУ «Организатор перевозок», который формирует для Минтранса региона предложения по составу изменений в расписании и маршрутах транспорта.

Комплексный подход позволил достичь следующих результатов:

  • «серые» перевозки полностью ликвидированы
  • ежегодные платежи по налогам и сборам увеличились в 7 раз (составляют 0,4 млрд руб.)
  • количество ДТП с участием общественного транспорта сократилось на 67%, травматизм среди пассажиров снизился на 74% (первое полугодие 2019 в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, ДТП — 2019 год – 30, за 2021 – 10; травмирования 2019 – 43, 2021 — 11)
  • 9 из 10 пассажиров оплачивает проезд по безналу
  • Каждый второй житель установил мобильное приложение, которое используется для планирования маршрута
  • Значительно повысилось качество перевозки и точность выполнения расписания 
  • повысился уровень удовлетворенности пассажиров. 

Сейчас аналогичные программы по переводу общественного транспорта на цифровую платформу рассматривают Пенза, Челябинск, Пермь, Норильск большой интерес к развертыванию цифровых платформ проявляют многие другие российские регионы, с которыми реализуем пилотные проекты по цифровизации нескольких городских маршрутов общественного транспорта.