В самое сердце: почему ресторан выгоднее открывать в центре города
Большие арендные ставки и спрос только на бизнес-ланч — именно так многие рестораторы новой волны представляют себе “преимущества” центра. Однако, несмотря на риски и высокие расходы, открываться в центре все еще выгодно.
Один из кейсов — ресторан «Love Time», расположенный в Махачкале и дважды установивший всероссийский рекорд в сфере общепита. Его основатели Шабанова Маисат Алиевна и Шабанов Ренат рассказали нашей редакции, чем бизнес в центре лучше периферийного расположения и как сделать его популярным.
Правильно ли я понимаю, что у вас семейный бизнес?
Конечно, мы с супругой самого начала вместе строили наш ресторан. Мы не покупали его и не планируем продавать — воспринимаем, как наше родное детище. Вкладываемся в него и радуемся, когда видим рост.
С чего все начиналось?
В начале мы решили, что очень хотим серьезно заняться ресторанным делом. В 2009 году — кажется, это был октябрь — подготовили арендное помещение на улице Ярагского 28 в ТЦ «ГУМ» и открылись. Это самый центр города, но поначалу выручка была маленькая: нас еще никто не знал и городу требовалось время, чтобы привыкнуть к новому заведению.
Что вы сделали для так называемой «раскрутки» бизнеса?
Во-первых, мы держали цены демократичными, чтобы любой желающий мог прийти к нам за вкусной едой. Во-вторых, запускали различные акции. И до сих пор так делаем: вот недавно у нас любой желающий мог получить 10 000 рублей, если съедал полную порцию роллов. Это привлекает и поток посетителей, и внимание прессы. Наконец, мы решили изготовить самый большой в России торт из роллов. После шумихи в СМИ поток посетителей вырос настолько, что 1 октября 2017 года мы приняли решение переехать в более просторное здание на той же улице — Ярагского 42.
После переезда вы остались на той же улице. В этом есть символический смысл или вы исходили из обычных потребностей бизнеса?
И то, и другое. Конечно, все наши сотрудники к Ярагской улице, что называется, «прикипели» и ее полюбили, но дело не только в этом: посетители уже запомнили, что мы в центре, поэтому далеко переезжать было бы опрометчиво. Да и потом: у нас в городе не настолько высокие арендные ставки, чтобы расположение в самом центре было дорого, а вот проходимость здесь гораздо выше, особенно в выходные и праздничные дни. Я думаю, спальные районы хорошо подходят для работы с постоянниками: одни и те же люди уезжают на работу, приезжают с нее вечером и каждый раз хотят взять, например, чашечку кофе. А здесь и кофейня знакомая, где готовят вкусно — и по такой логике живет весь район вокруг заведения. В итоге кофейня имеет постоянную выручку без расходов на рекламу, тогда как в центре иные правила игры: каждый день много новых лиц и всех нужно заинтересовать. Расходы на рекламу выше, зато и выручка выше соответственно. Наш бизнес имеет амбиции, мы хотим накормить вкусной едой не 1-2 спальных района, а весь город или даже всю республику.