Deloitte обнародовала результаты исследования о готовности к влиянию Индустрии 4.0
По данным недавнего отчёта о результатах исследования Deloitte Global под названием «Четвёртая промышленная революция уже на пороге. Готовы ли вы?», представители деловых кругов и руководители правительственных органов по всему миру демонстрируют неуверенность в готовности своих организаций к влиянию и использованию возможностей, открываемых Четвёртой промышленной революцией (Индустрией 4.0).
Индустрия 4.0 характеризуется слиянием физических и цифровых технологий — аналитики, искусственного интеллекта, когнитивных вычислений и Интернета вещей (IoT). Специалисты Deloitte Global опросили 1 600 руководителей высшего звена в 19 странах мира, а с некоторыми из них провели личные интервью, дабы узнать об их готовности использовать Индустрию 4.0 на благо клиентов, сотрудников, сообществ и других ключевых фигур.
«Стремительно развивающиеся технологии, служащие стимулом для Индустрии 4.0, приносят с собой социальные и экономические изменения в среду беспрецедентной глобальной взаимосвязанности и демографических перемен, — отметил Пунит Реньен (Punit Renjen), глобальный директор Deloitte. — Настали времена больших возможностей, но и не меньших рисков. Мы провели это исследование, дабы лучше понять, как бизнес-руководители справляются с этими всеобъемлющими сдвигами, и выявить сферы, в которых они способны эффективнее воздействовать на последствия Четвёртой промышленной революции на их организации и общество в целом».
Вопросы исследования сконцентрированы на четырёх основных темах: социальное влияние, стратегия, кадровые ресурсы и технологии. Согласно результатам опроса, не смотря на тот факт, что руководители в целом понимают концептуальные изменения, которые принесёт с собой Индустрия 4.0, они не вполне уверены, какие именно дальнейшие действия позволят им извлечь выгоду из этих перемен. В каждой из четырёх сфер влияния исследование выявило определённую степень противоречий:
Социальное влияние:
Оптимизм против чувства вовлеченности – В то время, как руководство компаний видит более стабильное будущее в условиях сокращения неравенства, они демонстрируют гораздо меньшую уверенность в той роли, которую они или их организации могут играть во влиянии на общество в эпоху Индустрии 4.0.
Подавляющая часть (87 процентов) всех опрошенных полагают, что Четвёртая промышленная революция приведёт к социально-экономическому равенству и стабильности, и двое из трёх респондентов отмечают, что бизнес будет оказывать гораздо большее влияние на формирование будущего, нежели правительства и другие организации.
Однако менее четверти участников опроса считают, что их собственные организации способны влиять на ключевые общественные факторы — например, образование, экологическую и социально-экономическую устойчивость и социальную мобильность.
Стратегия:
Статика против динамики – руководители признают свою неготовность к полноценному использованию изменений, ассоциируемых с Индустрией 4.0, но эти опасения не заставляют их изменять свои стратегии.
Лишь одна треть респондентов выразили твёрдую уверенность в способности успешно управлять своими организациями во времена перемен. Всего 14 процентов опрошенных уверены, что их организации готовы во всеоружии встретить изменения, приносимые Четвёртой промышленной революцией.
Многие руководители продолжают делать акцент на традиционных сферах (например, на разработке новых продуктов и повышении производительности) вместо переноса своего внимания на подготовку специалистов и создание конкурентных преимуществ, способных стимулировать инновации и приносить дополнительную ценность.
Кадровые резервы:
Эволюция против революции – бизнес-лидеры не уверены в наличии у них достаточного кадрового потенциала для успешной деятельности в эпоху Индустрии 4.0. Однако, по их мнению, они делают всё возможное для привлечения необходимого трудового ресурса, хотя кадры по-прежнему занимают невысокое место в списке их приоритетов.
Лишь четверть опрошенных выразили уверенность в правильном составе своих кадров и наличии у них навыков, необходимых для будущего процветания.
Интересный факт: 86 процентов респондентов отметили, что делают всё возможное длясоздание кадрового потенциала для нужд Индустрии 4.0. Однако, исходя из полученных ответов можно сделать определённый вывод, что HR по-прежнему не является приоритетным вопросом их деятельности в отличие от стремления повышать эффективность персонала.
Компании, придающие большое значение кадровому потенциалу Индустрии 4.0, изучают возможности внедрения новых должностей, позволяющих специалистам в полной мере проявлять свои возможности, использования технологий для создания инноваций, обустройства альтернативной рабочей среды и разработки новых подходов к обучению и повышению квалификации.
Технологии:
Растерянность против подготовки – руководители высшего звена осознают необходимость вкладывать средства в технологии для создания новых бизнес-моделей. Однако они испытывают трудности с созданием бизнес-кейса, позволяющего в полной мере использовать возможности Индустрии 4.0, по причине недостатка внутреннего стратегического согласования и краткосрочного фокуса.
Лидеры бизнеса признают, что на их текущие инвестиции в технологию активно влияет желание создавать новые бизнес-модели, которые, по их мнению, окажут наибольшее воздействие на их организации.
Тем не менее, очень немногие респонденты заявили о своей способности обеспечить продуманную экономическую модель для вложения средств в технологии, определяющие Четвёртую промышленную революцию. Они ссылаются на дефицит внутреннего согласования, недостаток эффективного взаимодействия с внешними партнёрами и ориентированность на краткосрочную перспективу.
Исследование показало, что, в целом, представители мировых деловых кругов находятся на ранних этапах подготовки своих организаций к раскрытию полного потенциала Индустрии 4.0. Им необходимо использовать возможности для укрепления ключевых связей, способных приносить выгоду их клиентам, персоналу, организациям, сообществам и обществу в более широком смысле:
Социальное влияние. Следует принять тот факт, что каждая организация имеет возможность влиять, самыми разными путями, на потенциальную способность Четвёртой промышленной революции к созданию более равного и стабильного мира.
Стратегия. Необходимо предпринимать более холистический подход к стратегическому планированию, изучению методов расширения ключевых способностей разработки новых продуктов и сервисов, а также к созданию новой ценности для обширного спектра ключевых игроков.
Кадровый резерв. Следует отводить приоритетное значение подготовке персонала к эпохе Индустрии 4.0 путём внедрения культуры обучения и совместной работы, а также создания возможностей для повышения квалификации — как внутри организации, так и в малоосвоенных сообществах.
Технологии. Технологии должны рассматриваться в качестве самого мощного фактора дифференциации в эпоху Индустрии 4.0, и организациям необходимо вкладывать усилия и средства в интеграцию новых приложений, способных оказать поддержку новым бизнес-моделям. И, что самое важное, следует понимать, что технологии Индустрии 4.0 не должны ограничиваться лишь одной частью организации — их необходимо внедрять в масштабах всей структуры, дабы обеспечить оптимальную поддержку широкому спектру возможностей и ключевым фигурам, необходимым для процветания во времена Четвёртой промышленной революции.
«Я уверен, что лишь те, кто способен мыслить дальновидно, смогут достичь успеха в эту новую эпоху, — отметил г-н Реньен. — Они будут видеть связь между бизнесом и социальными потребностями; между финансовыми результатами и инновационными стратегиями; между продуктивностью кадров и человеческим чувством стабильности и благосостояния; между интеграцией существующих технологий и созданием принципиально новых решений».
Методология
ForbesInsights, совместно с Deloitte Global, провели глобальный опрос 1 603 руководителей высшего звена для оценки их перспектив в эпоху Индустрии 4.0. Все респонденты представляли организации с ежегодным доходом свыше 1 млрд. долл. США и средним показателем на уровне 7,4 млрд. долл. США. Опрошенные руководители возглавляют организации Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Финляндии, Франции, Германии, Исландии, Индии, Японии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Южной Африки, Испании, Швеции, Великобритании и США. Респонденты представляли 10 отраслей промышленности, ни на одну из которых не приходилось больше 12 процентов общей выборки. Исследование проводилось в августе 2017 года.