Как мотивировать ребенка учиться? Рассказывает эксперт
Родители крайне часто сталкиваются с нежеланием ребенка идти в школу. Как правило, основными причинами являются большие учебные нагрузки, трудности в общении с одноклассниками или учителями, у многих отсутствие мотивации, цели и интереса. О том, как преодолеть эти трудности рассказала Умярова Юлия, педагог, психолог, преподаватель в проектах SportZania по soft-skills.
Большинство детей дошкольного возраста очень хотят учиться, многие дети с радостью и большими ожиданиями идут в первый класс. Ещё бы! Малыш теперь как взрослый, столько нового и непознанного впереди! Но проходит время, и интерес ребёнка, не привыкшего к систематическому усилию и рутине, к постоянному «надо» и «должен», постепенно сходит на нет, уступая место бессилию и обреченности. Безвкусная бесконечная жвачка.. Ребенку просто становится неинтересно.
Конечно, интерес к обучению – это задача учителя, но в сегодняшней системе образования учителю крайне сложно день за днём оставаться на высоком уровне ресурса, энергии и личностного подхода. Поэтому родителям имеет смысл помочь ребенку сформировать интерес к учебе.
Многие видят выход в игровых учебных платформах, но и там как только приходится прикладывать ощутимые усилия для хорошего результата, интерес падает. Также открыт вопрос влияния такой формы обучения на зависимость ребенка от гаджета. Возможно ли общение с родителями сделать ценнее, чем «сидение в телефоне»? Возможно. В том случае, если этот родитель воспринимается ребенком как волшебник, всегда имеющий наготове за пазухой что-нибудь интересное и смешное. Чтобы видя ваши горящие глаза, ребёнок оставлял игрушку и переключался на вас.
По сути такой подход, чтобы ребенку было интересно с родителем, а родителю с ребенком, должен превратиться образ жизни. И это конечно очень непросто, требует ресурса, свободного времени и усилий. Подобная ситуация может выглядеть так: “….Что ты там читаешь? Географию? Васко да Гама? Ого! Куда плыл? Ничего себе? Обогнул мыс Доброй Надежды? Всю Африку? Ой, представляешь, я читал «Дети капитана Гранта» и там тоже упоминали этот мыс. Ты знаешь, что это одно из самых опасных мест. А давай “погуглим”, приблизим, посмотрим как выглядит этот мыс…”
Задача родителя в данной ситуации – с большими от восхищения глазами самому каждый раз находить что-то интересное в уроках ребёнка! Но это должно быть искренне. Дети все чувствуют и понимают. Поддельный интерес может только ухудшить ситуацию.
Также важно не опускать руки. Если вас не вдохновляет география, это не значит, что нужно делать вид что этот предмет – самое интересное в вашей жизни, но и отказываться от общения с ребенком про учебу также не стоит. Найдите что-то, что вас «цепляет» в другом предмете.
Так, лучше заменить неработающую с детьми тактику постоянного контроля и «долбежки», и переключиться на точечную заинтересованность. Лучше переключить внимание с домашних заданий, и научиться лишь вскользь интересоваться уроками и тут же находить интересное, превращать в квест то, что трудно дается. Так у ребенка скорее поменяется отношение к учёбе, появится стойкий интерес, а главное, что он сам начнет искать зацепочки, чем бы увлечься в задании.
Привлекает ребёнка окружающий мир? С интересом слушайте то, о чём он вам рассказывает! Биология? Так у нас знаток насекомых есть! Забыли у какого насекомого 8 лапок? Вот оно, признание экспертности ребёнка, которое он не всегда получит даже с гаджетом! Восхищайтесь, проявляйте интерес и участие. Именно восхищение, а не оценочную похвалу. “Вау, какой цвет ручки красивый! Какая буква аккуратная! Ничего себе, как ты эту задачку решил!”
Скорее всего, это будет получаться время от времени, и опять-таки при условии, что у вас есть на данный момент ресурс и свободное время. Но это восхищение, интерес и поддержка его экспертности обязательно принесут плоды. Наверняка, не сразу, а постепенно, у ребенка будет появляться все больше зацепочек-интересов там, где им восхищаются и где фокусируют свое внимание значимые для него взрослые.
Годами подыскивая “ключи” к желанию школьников учиться, удалось выделить два ключевых аспекта, влияющих на большинство учеников. И это интерес и дружелюбная атмосфера в коллективе, где находится ребенок.