Извилистый путь правосудия в ЖКХ
Исполнительная власть уже более десятка лет пытается разобраться с проблемами рынка ЖКХ в стране, но, как показывает практика, воз и ныне там.
Так, 6 февраля 2006 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №75 «О порядке проведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами», целью которого в кабинете министров называли упорядочивание целого ряд процессов в системе жилищно-коммунального хозяйства страны. Разумеется, участники рынка воодушевленно восприняли эту новость, рассчитывая на то, что в сфере ЖКХ воцарятся столь долгожданные порядок и прозрачность. Впрочем, как это случается в подавляющем большинстве случаев, благие намерения исполнительной власти разбились, налетев на скалы бюрократии.
Одним из ярчайших примеров низкого уровня эффективности системы можно назвать случай, имевший место в Московской области – история эта тянется с ноября минувшего года. 18 ноября 2016 года компания «Авантаж Прогресс» по результатам конкурса в Красногорском муниципальном округе стала победителем торгов по управлению многоквартирным домом №18 по Красногорскому бульвару. Более того, 29 декабря того же года Главное управление Госжилинспекции в Московской области внесло сведения об управлении указанным многоквартирным домом в реестр лицензий Подмосковья, что позволило победителю торгов приступить к выполнению обязанностей – непосредственному управлению домом.
Казалось бы, это и есть воплощение принятого еще 10 лет тому назад нового и более эффективного механизма регулирования рынка ЖКХ в действии. Но все оказалось до знакомого наоборот. Прежняя управляющая компания ООО «Сфера», которая досталась дому еще от застройщика жилья и осуществляющая управление им безо всяких на то оснований, категорически отказалась передать дом новой управляющей организации, причем, как оказалось, нет ни одного законного механизма для того, чтобы как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Многочисленные обращения в администрацию муниципального округа и Министерство внутренних дел не дали повода для осуществления соответствующих действий.
Позднее усугубила ситуацию и Госжилинспекции Московской области, которая приняла решение исключить компанию «АвантажПрогресс» из регионального реестра лицензий и снова внести туда прежнюю управляющую компанию. Такое решение ведомством было принято на основании предоставленного ему протокола голосования, проведенного на общем собрании собственников жилья в многоквартирном доме. Впоследствии проведенная проверка показала, что протокол голосования был фальсифицирован.
И лишь спустя 8 месяцев, после целой череды судебных слушаний и принятых судами решений, Госжилинспекция Московской области приняла решение восстановить победителя торгов на управления домом №18 по Красногорскому бульвару – управляющую компанию «Авантаж Прогресс» — в законных правах. При этом прежняя управляющая компания настаивает на недействительности проведенных в ноябре 2016 года торгов и продолжает подавать арбитражные иски против оппонента и Федеральной антимонопольной службы, вставшей в этом споре на сторону УК «Авантаж Прогресс». Неумолимы в своих решениях и судьи. Так, 31 июля 2017 года Арбитражный суд Москвы вынес решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований прежней управляющей компании ООО «Сфера», потребовавшей признать конкурс на управление домом №18 по Красногорскому бульвару недействительным.