Главная > ОБЩЕСТВО > Как мотивировать команду в кризис?

Как мотивировать команду в кризис?

ОБЩЕСТВО 11:43 22.07.2023

Сегодня уже любой предприниматель и руководитель знает, что мотивированная, или «включенная», команда – не единственное, но необходимое условие роста и процветания любой компании.

При этом большинство моих клиентов на первой встрече жалуются на проблемы с мотивацией команды: «команда плохо справляется с задачами», «зачастую задерживает, забывает или саботирует выполнение своих задач», «перекидывает ответственность друг на друга», и «приходит к собственнику с новыми и новыми проблемами» и противится изменениям. В результате предприниматель решает задачи и за себя, и за своих сотрудников, и в итоге выгорает, а бизнес теряет в росте и прибыли.

В последний год ситуация обострилась – так как кризис не произошел один раз: новости продолжают поступать почти каждый день, и бизнесам необходимо быстро подстраиваться под изменения снова и снова. В итоге компания может многократно менять курс, запускать и останавливать новые проекты, перестраивать работу, чтобы адаптироваться под новые вызовы и возможности рынка.

Если вся команда вместе с владельцем в результате бежит то в одну сторону, то в другую, и каждый день оказывается, что им нужно было все сделать «вчера», — то у всей команды начинается выгорание, и рано или поздно она перестает осмысленно реагировать на новые задачи и отзываться на финансовую или нефинансовую мотивацию.

Что делать, если это ваша ситуация?

Ну, во-первых, загнанную лошадь невозможно мотивировать бежать дальше. Даже если вы нальете ей воды, насыплете овса – она не вскочит и не побежит. Так что первое действие для выгоревшей команды – дать ей передышку.

Второе действие – выясните причину выгорания. Чаще всего причина выгорания команды – это бардак в организации, а не кризис. Если система управления бизнесом и командой отсутствует или внедрена, но кусками, — то команда будет действовать несогласованно и тратить до 70% рабочего времени впустую и выгорать, — а бизнес будет терять деньги.

Как-то ко мне обратился клиент, который очень гордился совей системой финансовой мотивации сотрудников – но никак не мог понять, почему она не работала. Уже на первой встрече стало понятно, что несмотря на четкие KPIs и систему отчетов, система на работала, так чак цели сотрудников не были привязаны к целям бизнеса, сотрудники не были должным образом обучены, а система постановки и контроля задач в компании отсутствовала.

 Уже за месяц мы «подкрутили» его систему управления, а через 2 он увидел первые результаты на эффективности сотрудников и росте прибыли бизнеса.

Это пример, как можно быстро диагностировать барьеры и точки роста и наладить систему управления и мотивации команды в организации, получив первые результаты уже через месяц-два.

Итак, чтобы мотивация команды заработала, нужно сначала выяснить причину демотивации, и ее устранить – и в большинстве случаев ответом на вопрос становится внедрение системы управления бизнесом и командой. Параллельно можно и нужно выстраивать систему мотивации сотрудников, финансовой и нефинансовой.

Меня часто спрашивают: какие функции стоит мотивировать финансово, а какие нет? Мое мнение: для любой роли должна быть фиксированная и переменная часть компенсации. Доля, схема, частота и тд могут отличаться. Но переменная часть должна быть у всех сотрудников.

Почему так? Бонус нужен чтобы мотивировать сотрудника лучше выполнять ключевые зачади, которые больше всего влияют на бизнес. Если ваш сотрудник не влияет на ваш бизнес – зачем вам этот сотрудник? А если влияет – то его нужно мотивировать на то, чтобы он вносил свой вклад, свой результат, в результаты компании.

Еще часто спрашивают про топ 3 нематериальной мотивации. Тут многое зависит от индустрии и функции, да и от самого человека и его профиля. Но наиболее распространенные инструменты — это осмысленная деятельность (миссия и цели компании), возможность вносить свой вклад и влиять на бизнес компании, — и конечно возможность развития, как профессионального, так и карьерного.

Мотивация сотрудников – большая тема, и внедрение правильной и эффективной схемы – это большое дело, и оно требует комплексного подхода со стороны собственника или руководства. Но результаты, которые компания получает как в виде роста прибыли и оборота, так и в виде свободного времени собственника, — превзойдут ваши ожидания!

На своем канале Бизнес и Карьера я делюсь советами, инсайтами и живыми кейсами, а также мы проводим Мастермайнды, где любой подписчик может получить разбор своего кейса в доверительном кругу единомышленников. Скажу вам по секрету – тема эффективности и мотивации команды в наших разборах – одна из наиболее частых.

Ольга Фатеева, бизнес эксперт и наставник предпринимателей, эксперт по масштабированию бизнеса и трансформации организации