Криминальные нефтекартели: как сложился черный рынок топлива в мире?
Российский теневой топливный рынок, зародившийся в 90-х годах, со временем приобрел многие черты криминального бизнеса стран третьего мира. Сможет ли сегодня отечественный рынок топлива сохранить свою цивилизованность и противостоять давлению теневых структур, или встанет на один уровень со странами, где главными игроками выступают наркокартели, незаконные военизированные группировки и кланы выходцев из силовых структур? О том, как работает нелегальная топливная индустрия в России и других странах мира — в расследовании журналистов ТВТЭК.
На мировой арене нелегальный рынок нефти оценивается в 133 миллиарда долларов в год. Это больше, чем рыночная капитализация нефтяного гиганта British Petroleum (111 миллиардов долларов) или, например, вся экономика нефтяного государства Кувейт (110 миллиардов). Черный рынок полностью повторяет структуру официальной нефтяной индустрии: добыча, транспортировка, переработка, реализация. Отличие заключается в том, что вместо государственных структур этот бизнес курируют организованные преступные группировки и соответственно доходы оседают в чужих карманах, а не идут в государственную казну. Распределение объемов нелегального рынка по странам выглядит примерно так:
На Мексику приходит самая большая доля нелегального оборота и здесь же ведется наиболее ожесточенная битва за нефть.
На мексиканском теневом рынке нефти главенствует наркокартель Zetas, организованный в конце 1990-х годов бывшими военнослужащими мексиканских сил специального назначения. На их долю приходится 40% черного рынка в Мексике. За остальные доли ведут борьбу наркокартели Jalisco New Generation и «Синалоа», война между ними в этом году уже унесла более двух тысяч жизней. Дело в том, что при сегодняшней стоимости черного золота одна врезка в трубопровод позволяет за десять минут откачать топлива на сто тысяч долларов. Прибыль выше, чем даже от продажи наркотиков.
Если мексиканские наркокартели захватывают нефтецистерны, то нигерийские преступные группировки занимаются пиратством – нападают на танкеры в Гвинейском заливе. Обычно экипаж запирают в трюме, а нефть перегружают на небольшие суда, транспортирующие топливо в соседние страны.
Военизированные образования иракских курдов без ведома центрального правительства в Багдаде традиционными способами на своей земле добывают нефть, а затем контрабандой вывозят ее в Турцию.
Вклад России в черную пирамиду – более 6 млрд долларов ежегодно. Как и в Мексике, российские «бутлегеры» используют излюбленный способ – «доение» государственной трубы. Сотни криминальных врезок фиксируется по стране ежегодно, наибольшей популярностью пользуются нефтепродуктопроводы, перекачивающие дизель, авиационный керосин и автомобильный бензин. Похитители нефти и нефтепродуктов в России – это слаженные криминальные группировки, часто выходцы из 90-х. Сегодня их бизнес укрепился за счет нужных связей в судах, прокуратуре и МВД. Практически в каждом регионе работает своя ОПГ, а то и несколько: например, в Ленинградской области на трассах говорят как минимум о 7 группировках – недавно отпущенные тосненским судом «Спортсмены», «Мелкие», «Латыши», преступные группы «Седого», «Рыжего», «Монаха» и неуловимого коммерсанта Александра Вершинина-Голубева. Пока готовился этот материал, в Рязанской области задержали очередную группировку. На месте пойманы пятеро мужчин, однако сколько еще человек было задействовано в этой цепочке, пока не ясно.
Ирина Волк, официальный представитель МВД России сообщила: «полицейские получили информацию, что с нелегальной автостоянки каждую ночь выезжает бензовоз, заполненный дизельным топливом. Автоматизированная насосная станция работала в круглосуточном режиме, так что охранная система не фиксировала падения давления. По предварительной информации незаконный доход злоумышленников составил как минимум несколько миллионов рублей». Кому и куда поставляли это топливо, следствию еще предстоит выяснить..
В целом по стране обороты нелегального дизельного топлива достигают 4 млн тонн в год. По оценке Российского топливного союза, объем контрафактного дизельного топлива составляет минимум 30-40%.
И уже понятно, что на фоне грядущего роста цен на бензин теневой рынок в ближайшее время активизируется. Сейчас правительство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен на топливо. Дизель не должен превышать в закупке 43 рублей за литр. Однако независимые АЗС не справляются и с этими ценами, а с января ожидается новый рост — НДС повышается до 20%, вырастут и акцизы. Чтобы хоть как-то свести концы с концами независимые АЗС пошли на изобретение новых схем. К систематическим недоливам на АЗС добавляется контрафакт и поставки с сомнительных баз.
Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики рассказывает: «Это иронично, но несколько лет назад подсчет количества самоваров показывал порядка 300 небольших объектов, которые занимаются производством нелегального топлива. Это количество сократилось за последнее время. Однако точной цифры вам никто не скажет, потому что подсчет будет означать их закрытие. И понятно, что они могут существовать только при существовании неких коррупционных схем».
Так на АЗС и появляется топливо ниже рыночной стоимости.
«Если мы посмотрим на события последних 6 месяцев, когда произошел ценовой кризис на топливном рынке, то мы увидим возникновение неких заправок, которые предлагают дизель по цене 36,38 рублей за литр. Эти цены не возможны при нынешних оптовых ценах на законных площадках», — добавляет эксперт.
О росте теневого рынка в стране говорит и статистика: за последние 5 лет рынок легковых автомобилей увеличился практически на треть, при этом рынок топлива вырос всего на 5%. Проблему усугубляет практическая безнаказанность. Штрафы для АЗС за торговлю паленым топливом увеличили только в 2017-м году до 500 тыс рублей, с тридцати. На штраф в 30 000 рублей даже никто внимания не обращал. Самих нефтеврезчиков покрывают на каждом этапе деятельности. До судов доходят лишь единицы исполнителей, которых отпускают под условные год и семь. В судах наказание смягчают. Почти все «трубные» дела проходят по 158 статье – «кража», несмотря на то, что организованы преступными сообществами, а это 210-я статья с пребыванием в колонии строгого режима до 8 лет. И вот свежий пример: Пензенская область. За врезкой в нефтепровод «Пенза — Саранск» пойманы четверо братьев Малаховых. На момент задержания на руках было несколько канистр топлива всего на 38 тысяч рублей. Следствие установило, что братья похищали топливо регулярно в течение года в разном составе. Дело попадает к председателю Лунинского районного суда Александру Рыбакову. Казалось бы самому опытному судье района. И он как бы не замечает ключевых моментов — СЕРИЮ краж, в сговоре, группой лиц, разным составом. Дело за сообщество сводится к обычной краже, как чупа-чупса из магазина. И сколько до этого было украдено и реализовано братьями – тонна или 10 тысяч тонн остается не замеченным. Четверо получают от 1 до 2 лет условно.
Российский топливный рынок ждут нововведения и специалисты уверены, что они породят новую волну контрафакта на рынке. Растущие акцизы и НДС потянут за собой и цены на бензин и дизель. А это благоприятная почва для развития теневого сектора. Нововведения обернутся для владельцев АЗС — новыми проблемами, а для «темных» нефтеторговцев – новыми доходами. Очевидно, что только реальное наказание за криминальные врезки и воровство нефти и нефтепродуктов, меры по защите цивилизованного топливного рынка являются главными условиями для противостояния преступным группировкам нефтеворов, пока они еще не превратились в нигерийских нефтяных пиратов, а Россия — в поле боя между подпольными нефтяными картелями.