«Облегчённые насыпи из XPS — путь к устойчивой инфраструктуре на слабых грунтах и в Арктике»

РАПЭКС представила технологию на двух международных конференциях.
В октябре и ноябре 2025 года Ассоциация производителей экструдированного пенополистирола (РАПЭКС) выступила с докладами о технологии облегчённых насыпей из XPS-блоков сразу на двух крупнейших отраслевых площадках — Международной научно-практической конференции в РУТ (МИИТ) и XXII Международной научно-технической конференции по железнодорожному пути. Оба мероприятия объединила одна ключевая тема: поиск решений для строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры в сложных климатических и геологических условиях — от заболоченных зон до Арктики.
Выступление представило экспертное сообщество Ассоциации:
- Мария Бочковская, Исполнительный директор РАПЭКС, обозначила
стратегическую значимость технологии в контексте национальных проектов
и климатической адаптации транспорта; - Андрей Петряев, доктор технических наук, старший научный сотрудник
кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса» Петербургский
государственный университет путей сообщения Императора Александра I
(ПГУПС), представил технические и экономические аргументы,
подкреплённые расчётами и первыми результатами НИР, выполняемого по
инициативе РАПЭКС в ПГУПС; - Ярослав Хомяков, эксперт РАПЭКС, специалист технической службы
направления «Теплоизоляционные материалы XPS в транспортном и инфраструктурном строительстве», Техническая дирекция корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ.
Участники конференции обсудили острую проблему — новое строительство и
реконструкцию железных дорог на водонасыщенных и слабонесущих грунтах,
на тех участках, где традиционные решения не реализуемы и приводят к
многолетним осадкам, высоким затратам и ограничениям пропускной
способности.
Ассоциация предложила к рассмотрению технологию облегчённых насыпей с
XPS-блоками, которая позволяет:
- снизить удельную нагрузку на основание до 45 раз (с ~1,8 т/м³ до
0,045 т/м³); - ограничить расчётные осадки и сократить сроки стабилизации с
нескольких лет до нескольких месяцев; - сохранить устойчивость соседних существующих насыпей при реконструкции
– за счёт отсутствия вибраций и резкого перераспределения
напряжений.
Сравнительный технико-экономический анализ на типовом участке,
проведённый Петербургским государственным университетом путей сообщения
Императора Александра I в ходе научно-исследовательской работы, показал
экономическую эффективность технологии:

Таким образом, решение с применением XPS-блоков на 71,5% дешевле
свайного варианта, что по капитальным затратам сопоставимо с возведением
насыпи с пригрузочными бермами — при этом обеспечивает кардинально
низкую трудоёмкость и скорость возведения и лучшую эксплуатационную
надёжность.
«В условиях роста нагрузок на транспортную систему и расширения
инфраструктуры в Арктике и на Дальнем Востоке нужны не только прочные,
но и умные конструкции. Облегчённые насыпи с XPS — это один из
немногих вариантов, позволяющих совместить скорость, экономику и
долгосрочную стабильность. Сейчас мы активно работаем над нормативным
оформлением и адаптацией решения под специфику ЖД-эксплуатации», —
отметила Мария Бочковская.
Научно-исследовательская работа, выполняемая специалистами ПГУПС,
охватывает лабораторные испытания XPS-материалов на прочность,
ползучесть и долговечность, разработку расчётных методик по оценке
устойчивости, осадок, риска всплытия и минимальной толщины защитных
слоёв, а также формирование технико-экономического обоснования областей
рационального применения технологии облегчённых насыпей при
строительстве и реконструкции железнодорожных линий на слабонесущих и
высокодеформируемых основаниях.
Технология облегчённых насыпей, уже более 20 лет применяющаяся в
дорожном строительстве (с регламентацией в ГОСТ Р 59697—2021, ГОСТ Р
59698—2021, СТО 72746455), готова к трансферу в железнодорожную отрасль
– в интересах устойчивого, ресурсоэффективного и климатически
устойчивого развития транспортной инфраструктуры России.