Современные вызовы и городские решения
7 июля 2017 г. в рамках VI Московского урбанистического форума (MUF) состоялась юбилейная десятая дискуссионная сессия Московского центра урбанистики «Город». На стенде Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы в 75-м павильоне ВДНХ прошел трехчасовой дискуссионный марафон «Современные вызовы и городские решения».
Участники – делегаты Форума – обсудили представленные их вниманию проекты и приняли участие в дискуссиях по различным аспектам развития Московской агломерации.
Марафон открыл генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, представив итоги работы МЦУ «Город» за два года.
Новой парадигме в градостроительстве был посвящен доклад главного архитектора Московской кольцевой железной дороги Тимура Башкаева. Развитие Центра современной Агломерации Москвы тормозит, по его мнению, существующая градостроительная парадигма «плоского» города, когда каждой городской функции, будь то жильё, улично-дорожная сеть, озеленение, парковки, обслуживание или подземные коммуникации, – отводится отдельная городская территория. Это неизбежно приводит к потере качества жизни за счёт уменьшения свободных городских пространств, количества и качества озеленения. Сегодня необходим переход на новую градостроительную парадигму «вертикального» города, которая позволяет формировать зоны многофункциональной высокоплотной застройки, совмещать жилые и общественные функции непосредственно вблизи транспортных узлов.
Этот подход разделяет и Сергей Непомнящий, главный архитектор Института гелиотектуры. Современные урбанистические решения и технологии позволяют создать инновационные архитектурные формы городской застройки и увеличивать ее плотность и эффективность не за счёт ухудшения качества жизни, а, наоборот, за счёт формирования полноценного природного ландшафта на верхнем, свободном от движения машин, уровне платформ.
Своей концепцией Новых деловых районов Москвы поделился Максим Перов, заместитель директора Института территориального планирования «Урбаника». Транспортные проблемы Москвы во многом проистекают из-за дисбаланса пространственного распределения расселения и мест приложения труда, когда крайне высокая концентрация рабочих мест приходится на ЦАО. Решение этой проблемы эксперт видит в развитии крупных деловых центров на пересечениях основных автомобильных и железнодорожных магистралей с новыми кольцевыми структурами – МЦК и Третьего пересадочного контура метрополитена. В сочетании с соответствующей налоговой и арендной политикой, это позволит разгрузить ЦАО по плотности рабочих мест примерно в два раза и существенно оптимизировать транспортные потоки.
Выступления целого ряда экспертов были посвящены комплексному освоению и развитию территорий.
Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG, на примере проекта ЗИЛАРТ рассказал, как происходит редевелопмент промышленного пояса Москвы. Это задача крайне сложна, отмечает эксперт, поскольку необходимо создать гармоничные самодостаточные кластеры по принципу «город в городе», в которых предусмотрены все необходимые функции: жилье, рабочие места, социальная, коммерческая, транспортная инфраструктура; развлечения, рекреационные зоны.
Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, представила проект «Парк здоровья «Линия жизни» – спутник медицинского международного кластера в Сколково». А опытом реализации другого комплексного проекта в Новой Москве поделился с участниками директор по развитию АО «Мосинжпроект» Наиль Сайфуллин, рассказав о строящемся административно-деловом центре вблизи поселка Коммунарка.
Не обошли вниманием участники марафона и развитие транспортной инфраструктуры столицы.
Как влияет развитие транспортной инфраструктуры на рынок недвижимости рассказала Юлия Никуличева, директор по России и СНГ, начальник отдела стратегического консалтинга компании JLL. Еще 15-20 лет назад рыночные игроки не имели опыта оценки уровня влияния развития транспорта на рынок недвижимости и субъекты бизнеса и в основном отмечали постэффект от реализации того или иного объекта, но начиная с 2008 г. наблюдается опережающий рост локального рынка недвижимости за 2-3 года до появления транспортного узла.
А старший руководитель проектов АИКОМ Александр Морозов привел убедительные аргументы в пользу интеграции в транспортную систему Москвы железнодорожного транспорта. Вложение в инфраструктуру городской ЖД, работающей аналогично МЦК (с тоннелями под центром города), подчеркивает эксперт, в несколько раз эффективнее вложения в устаревшее метро, которое уже не справляется с потоком пассажиров в силу ограничений размера поезда.
Подарок участникам дискуссионного марафона преподнес советник руководителя Департамента развития новых территорий г. Москвы Андрей Барковский – первые экземпляры только что изданной книги «Новая Москва. Город, удобный для жизни», которая рассказывает о перспективах и итогах пятилетнего развития присоединенных к столице территорий.