Артур Биктимиров — “Мы идем в сторону создания цветочно-подарочного маркетплейса”
Артур Биктимиров – предприниматель, управляющий партнер сервиса доставки цветов и подарков Флора Экспресс рассказал о том, как из идеи реализовать мировую компанию, какие ставит цели перед собой “Флора Экспресс” и как создать собственный маркетплейс, который будет конкурировать с гигантами.
Сайт компании floraexpress.ru
Добрый день! Расскажите, как возникла идея создания?
Здравствуйте. В 2005-ом году все началось с бизнес-идеи уже популярной за границей. В СНГ об этой услуге мало кто знал, однако знание английского языка позволило быстро найти партнеров в США и Канаде. В России мало кто из лидеров рынка тогда откликнулся на наше предложение по доставке цветов, но с теми кто поверили в нас, мы и сейчас поддерживаем партнерские отношения. Наши первые заказы мы доставляли по городу Алматы, заказов было мало, но они были. Через пару месяцев мы уже доставляли букеты и в другие города Казахстана, позже охватили Среднюю Азию. Партнеров искали через друзей и справочные, в те годы не было подробных интернет каталогов. Потом мы открыли маленький офис, всего на 14 квадратов — посадили сотрудника, обучили специфике работы. Мы давали объявления в газеты, на радио, раздавали листовки, вкладывали визитки под уплотнители стекол машин на стоянках, три месяца работали с распечатанными на А4 черно-белыми каталогами. Интернет набирал популярность и мы приняли решение заказать создание онлайн-магазинчика по доставке цветов.
В чем преимущества вашей компании? В чем отличии от конкурентов?
Во-первых, мы гордимся нашим сервисом. Во-вторых, у нас бережное отношение как к клиентам, так и к партнерам, именно оно помогает нам сотрудничать долгие годы. В-третьих, сплоченная, обученная всем нюансам доставки цветов и подарков, команда, которая оперативно решает возникающие вопросы.
Сейчас наша собственная партнерская сеть позволяет доставлять букеты и подарки по всему миру, даже при заказе день в день. В среднем на доставку уходит 2-3 часа и не важно где осуществляется доставка в Москве или в Лос-Анджелесе.
Как компания развивалась последние 5 лет?
Не скрою, 5 лет назад были допущены ошибки, которые для многих бизнесов становятся фатальными, но мы устояли, в первую очередь за счет качественного сервиса и работы именно с постоянными клиентами. Мы и сейчас считаем сервис нашим основным преимуществом.
За время пандемии мы трансформировали бизнес-модель и в период локдауна подросли в 2 раза. После снятия ограничений и открытия офлайн-точек других цветочников, количество заказов незначительно сократилось, на этих показателях пока что и работаем.
Каков Ваш прогноз о влиянии гигантов озон, валберез и других на рынок маркетплейсов цветов?
Такие гиганты как ВБ и ОЗОН развивали и продолжают развивать культуру потребления у населения. Сейчас не нужно никуда ходить, чтобы совершить покупку — и людям это нравится. Если есть смартфон или компьютер достаточно выбрать товар и вам его оперативно доставят. Люди ценят свое время, особенно в больших городах. Проще заплатить небольшие деньги за доставку, чем тратить время, перемещаясь из пункта А в пункт Б.
Москва в этом плане, конечно, впереди планеты всей. Уровень сервиса, к которому мы привыкли, редко в какой стране можно встретить: доставка продуктов за 30 минут, доставка цветов в течение 1,5-2-х часов, оперативное открытие счетов в банках, круглосуточная работа без выходных и перерывов.
Логичным решением со стороны маркетплейсов, которые обладают огромной аудиторией, было добавить в свою продуктовую линейку — услуги, в том числе и доставку цветов. Зачем отпускать клиентов из своей экосистемы еще куда-то, когда можно просто добавить услуги, на которые есть спрос?
Но поведение покупателя, который пришел купить книгу или рубашку несколько отличается от покупателя, которому интересен букет цветов или клубника в шоколаде. И часто так бывает, что приложение, в котором есть много разных возможностей у нас ассоциируются с чем-то одним. Например, для меня ОЗОН, в первую очередь — это место, где я покупаю книги, хотя прекрасно понимаю все возможности данного маркета.
Так и цветы или торт, являющиеся эмоциональным продуктом, будут лучше продаваться на тематическом маркетплейсе.
Развивая свою партнерскую сеть, улучшая сервис, тестируя комфортные для клиентов и партнеров механики, мы, как раз и идем в сторону создания цветочно-подарочного маркетплейса.
Какой совет можете дать начинающим предпринимателям?
Меньше теории, больше практики. К результату вас приведут только действия, не бойтесь ошибаться. Получайте новые знания, только когда в них есть практическая необходимость.
Вкладывайте ресурсы в маркетинг — даже идеальный продукт нуждается в продвижении.