Домиленд: более трети россиян избегают общения с соседями
Америка и Европа повсеместно отказывается от заборов и ограждений. В Голландии не принято ставить решетки на окнах, а любой прохожий может безнаказанно заглянуть в окно первого этажа. Скандинавы и австралийцы и вовсе практикуют кохаузинг – сообщество из нескольких семей, проживающих на одной территории. В России глухие заборы и решетки на окнах своего рода часть культуры, а термин “добрососедство” начал набирать популярность лишь с приходом пандемии. Специалисты компании Домиленд, разработчика IT-платформ для застройщиков и управляющих компаний, решили разобраться, готовы ли россияне к более тесному общению со своими соседями и как на это влияют цифровые продукты. В опросе приняли участие порядка 1000 мужчин и женщин, в возрасте от 18 лет.
Проведённый компанией Домиленд опрос показал, что в целом россияне не проявляют заинтересованности в активной социальной жизни внутри жилых комплексов. Однако причиной не всегда становится их нежелание, но также низкая информированность о существующих каналах коммуникации и отсутствие грамотной модерации. Так, 20% опрошенных рассказали, что в их подъезде/доме/жк попросту нет внутридомовых чатов, ещё 13% не знают, как найти такое сообщество, а 7% избегают их, предполагая, что вся коммуникация сводится к конфликтам. Лишь 8% респондентов являются активными пользователями таких чатов, еще 11% состоят в них, но заходят редко. А вот подавляющее большинство, 41%, вообще не пользуются мессенджерами.
Россияне также поделились, как относятся к идее внедрения онлайн-сообществ для жителей внутри конкретного ЖК. Треть респондентов, 34%, признались, что не готовы к знакомству со своими соседями и уж тем более к более плотному общению с ними. 6% отмечают, что не горят желанием общаться даже с родственниками, что уж говорить о тех, кто шумит за стенкой. Ещё 18% предполагают, что такой канал коммуникации превратится в очередной сервис бытовых услуг или станет локальным маркетплейсом. Тем не менее, почти половина опрошенных считают такую инициативу позитивной. Так, 22% с удовольствием использовали бы online-чат для более близкого знакомства и перевели бы общение из виртуального в реальное. Еще 20% убеждены, что это отличный инструмент для решения внутридомовых вопросов и слаженного общения с представителями управляющих компаний.
В компании также поинтересовались, с каким типом информации в домовых чатах респонденты сталкивались чаще всего. В 30% случаев это действительно предложения по ремонту, дизайну и прочие бытовые услуги. На втором месте – новости дома и района, 26% голосов. Далее следуют объявления о купле/продаже или о поиске/пропаже, 16%. 13% опрошенных чаще всего сталкиваются с постами о ремонте и уборке мест общего пользования. Интересно, что сообщений о конфликтах оказалось не так много. Лишь в 9% случаев респонденты сталкивались с негативными диалогами между собственниками и УК и в 6% между соседями.
Респондентам также предложили поделиться темами самых нестандартных сообщений в домовых чатах. Более половины россиян, 57%, отнесли к ним предложения по обмену вещами. По 14% вспомнили идеи о совместных занятиях спортом и бойкоте конкретного соседа. 9% отметили сообщения о поиске понравившегося соседа/соседки. А ещё 3%, то есть каждый 30-й опрошенный, сталкивался с предложением интим-услуг. Почти также же количество респондентов — с пожеланиями смерти. “Ежегодно количество застройщиков и управляющих организаций, подключающих продукты, направленные на формирование комьюнити, растет. Так, количество компаний, интегрировавших в свою экосистему продукт “соседский центр”, в 2022 году выросло на 10%, “доска объявлений” – на 53%, “новости и уведомления” – на 60%. Что же касается конечных пользователей, собственников жилья, то наибольший прирост мы видим по продукту “доска объявлений”, на 38%, – отмечает Татьяна Волчкова, CEO “Домиленд. Сервис”. – Когда мы разрабатывали эти продукты, мы ставили перед собой следующие задачи: повысить вовлеченность жителей в использовании мобильных приложений, развивать добрососедство и создавать локальные комьюнити, увеличивать социальную активность граждан. И сегодня мы видим, что помогаем нашим клиентам решать вполне конкретные проблемы внутри жилых комплексов. В частности, вопросы аренды помещений, организации досуга, соседи объединяются не только для решения общих задач, но и для отдыха и приятного времяпрепровождения. Кроме того, согласно открытым данным, две трети потенциальных покупателей и арендаторов жилья рассматривают наличие умных и цифровых сервисов в доме, как несомненное конкурентное преимущество. Однако даже в Московском регионе более 60% новостроек не оснащены умной инфраструктурой. Наиболее активно в вопросах цифрового перевооружения себя показывают компании из Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми и Краснодара. А вот в формировании добрососедства, по нашим данным, больше всего заинтересованы в северной столице — Санкт-Петербурге”.