Андрей Карамсейли: новый проект МАКСВЕЛЛ ЭКСПЕРТ или как запустить стартап в России
Сегодня стартап-проекты в России приобретают все большее развитие, ведь кризис заставляет начинающих быть более креативными. Большинство людей думает, что каждый новый бизнес – это стартап. Но это не так: каждый стартап – это бизнес, в то же время не каждый бизнес является стартапом. Давайте разберемся в понятиях. Бизнес – это когда вы зарабатываете деньги через продажу продукта или услуг. Стартап – это компания, которая находится в стадии развития и строит свой бизнес на основе инновационных или революционных идей, технологий, которые недавно появились.
То есть стартап – это довольно рискованный бизнес, но с большим потенциалом, а риск – это одно из ключевых понятий в мире стартапов. Например, когда мы говорим о бизнесе, то здесь также есть риск. Но он заключается в инвестициях, которые позволят вам войти на рынок. После входа через некоторое время лимит развития будет исчерпан, и расти дальше будет невозможно. А если нет этой возможности расти дальше, то это совсем не тот риск, который характерен для стартапов.
Когда вы запускаете свой стартап, то необходимо подумать о типе рынка. Например, если выбрать совершенно новый рынок, то на первый взгляд покажется, что это очень перспективно, ведь на рынке нет конкурентов. На самом деле это не так, поскольку будет большая проблема с тем, чтобы сделать продукт привлекательным не только для технологических энтузиастов, но и для масс-маркета. То есть, важно найти свою нишу.
Важны три момента: технология, человек и ценности. А также всегда должна быть идея, а после идеи всегда должно быть решение, затем следует действие. Действие дает новую энергию, а затем новые идеи. Идеи могут быть совершенно разными, но успех ее использования в стартапе связан с востребованностью на рынке. Именно поэтому мы выбрали направление, которое захватывает несколько перспективных направлений: рынок нефтепродуктов, информационные технологии и возможность всестороннего анализа необходимой для многих информации о ценах на разные виды нефтепродуктов. Данная идея нашла воплощение в технологической платформе МАКСВЕЛЛ ЭКСПЕРТ.
Прежде чем начать реализацию стартапа, его автор много анализировал рынок нефтепродуктов Центрального федерального округа Российской Федерации. Анализ показал, что цена на нефтепродукты на всей территории России и Московской области, в частности, определяют результаты торгов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Все производители выставляют основные объемы произведенной продукции к реализации на бирже. Это крупный опт, начало всей цепочки – то есть минимальная цена производителя (если работают только рыночные «механизмы»). Любой желающий может проверить ход котировок в реальном времени на сайте http://spimex.com/. Мелкий опт – это реализация купленных на бирже и доставленных нефтепродуктов, включающих в свою стоимость расходы за доставку различными видами транспорта или услуги прокачки, а также услуги нефтебазы по сливу/наливу и хранению, а также наценку продавца.
Все это, а также наличие на рынке большого количества поставщиков нефтепродуктов не позволяет потребителям понять, какие цены и какие поставщики могут поставить нефтепродукты на наиболее выгодных условиях. Но эти проблемы могут быть решены посредством использования аналитической системы МАКСВЕЛЛ ЭКСПЕРТ, которая содержит информацию по следующим разделам: «регионы», «поставщики», «нефтебазы» и «виды топлива». Это те позиции, по которым можно применить систему фильтрации информации. Для отбора нужных сведений можно выбрать конкретные регионы, и система покажет вам поставщиков, которые работают в данном регионе, с каких нефтебаз и какие виды топлива они поставляют. Также можно выбрать любого поставщика, тогда система покажет, в каких регионах, с каких нефтебаз и каким видом топлива он торгует. Или отфильтровать информацию по определенной нефтебазе, узнать ее ассортимент, регион нахождения и поставщиков, имеющих ресурс на данном базисе.
Еще одной уникальной особенностью системы является возможность анализа динамики цен на нефтепродукты на протяжении длительного периода времени, в том числе с возможностью фильтрации по периодам или другим заданным значениям, с построением графиков корреляции цен и отчетными дашбордами.
Полученный опыт при реализации стартапов показал, что для их запуска важно понимать, что:
во-первых, стартап – это неопределенность, ведь на этапе производства никто не знает, как встретит потребитель продукт. Поэтому надо обращать внимание на его мнение как можно раньше и вносить изменения в продукт, а уже только тогда выводить на рынок усовершенствованный образец.
Во-вторых, стартап – это команда. В ее обязанности входит планирование создания продукта и реализация этого плана. Для успешной реализации продукта команда должна верить в то, что ее продукт будет решать какую-то существующую проблему у потребителей.
В-третьих, стартап – это своевременное привлечение необходимых ресурсов. При этом стоит заметить, что на начальном этапе при разработке MVP – minimum viable product (минимально жизнеспособный продукт), например, демо-версия сайта, информационной системы, инвестиции вообще не нужны.
На основе перечисленных составляющих успеха стартапа можно сформулировать следующее правило, применение которого поможет запустить стартап в России: стартап – это команда, которая объединена общей Биг идеей, безумно верит в успех, знает, как донесет о своем решении ЦА и своевременно привлекает необходимые инвестиции для создания продукта, способного решить проблему потребителей.
Андрей Карамсейли, Founder & Chairman at MAXWELL