Си Цзиньпин назвал образование ключевым фактором развития бедных районов Китая
Древняя китайская мудрость гласит: «Выкапывая колодец, вы начинаете с мелкой ямы и в конце концов достигаете нужной глубины». Она означает, что долгий путь начинается с одного шага. Это цитата из книги Лю Цзи «Застой крови», написанной около 1500 лет назад.
Председатель КНР Си Цзиньпин расценил образование как первый и фундаментальный шаг к «выкапыванию колодца» в деле искоренения абсолютной нищеты в Китае, которого удалось достичь в 2020 году.
Предотвращение перехода нищеты из поколения в поколение
В 1995 году Начальная школа Yangjialing Fuzhou Hope в городе Яньане провинции Шэньси на северо-западе Китая была реконструирована за счет пожертвований из города Фучжоу, столицы провинции Фуцзянь на юго-востоке страны, после того как Си Цзиньпин, возглавлявший в то время фучжоуский комитет Партии, призвал местных предпринимателей оказать помощь в строительстве школ в слаборазвитых регионах страны.
«Не позволяйте детям проигрывать уже на старте», — заявил китайский лидер при посещении этой школы в 2015 году, подчеркнув, что образование является одним из ключевых факторов развития бедных районов.
Эта школа, в которой когда-то был только один учитель и одно классное помещение в подземелье, претерпела быстрые изменения благодаря поддержке правительства и общества. Сейчас она представляет собой четырехэтажное здание, оборудованное современными мультимедийными классными комнатами, а ее учащиеся могут бесплатно обедать в школе.
Согласно статистическим данным Министерства образования, опубликованным в 2020 году, в последние три года общий объем инвестиций Китая в образование, включая бесплатное питание и модернизацию школьных помещений, ежегодно увеличивался более чем на 8%.
Согласно правительственному информационному документу по борьбе с нищетой в Китае, опубликованному в апреле 2021 года, с 2013 года в стране реконструировано 108 тысяч школ в целях укрепления системы обязательного 9-летнего образования в бедных районах.
«Сокращение масштабов нищеты должно начинаться с сокращения масштабов невежества. Поэтому предоставление сельским детям хорошего образования является важной задачей в борьбе с нищетой, а также важнейшим средством, позволяющим остановить переход нищеты из поколения в поколение», — заявил Си Цзиньпин.
Сокращение разрыва в уровне образования
В отношении равных образовательных возможностей как основы социального равенства, Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал важность сокращения разрыва в образовательных ресурсах и качестве образования между сельскими и городскими районами.
В 13-й Пятилетке (2016-2020) на поддержку обязательного образования из центрального бюджета Китая были выделены субсидии в объеме около 749,5 млрд юаней (114,6 млрд долларов). По данным Министерства образования, 90% этих средств было инвестировано в сельские районы. Например, учащиеся из бедных сельских семей получали от правительства стипендию для поддержки их обучения.
В правительственном информационном документе по борьбе с нищетой в Китае, опубликованном в 2021 году, говорится о том, что случаев отчисления учащихся из-за финансовых трудностей в сельской местности зафиксировано не было. В настоящее время обязательное 9-летнее образование доступно для всех детей из бедных сельских семей, а показатель его завершенности в 2020 году составил 94,8%.
По мере перехода Китая на цифровые технологии в сфере образования интернет-инфраструктура также позволила сократить разрыв между уровнями образования в городах и сельских районах — доступ к Интернету имеют все начальные и средние школы по всей стране.
Учащиеся начальной школы Yangjialing Fuzhou Hope теперь могут обучаться в «интернет-классе», благодаря которому школа использует Интернет для совместного преподавания в режиме реального времени с партнерскими школами в крупных городах.
Кроме того, благоприятная политика способствует привлечению большего числа бедных учащихся и расширению занятости выпускников, а также помогает учащимся избавиться от нищеты за счет получения профессионально-технического образования.
Более 8 млн выпускников средних и старших школ из бедных семей прошли профессионально-техническую подготовку, 5,14 млн малообеспеченных учащихся получили высшее образование, а около 700 тысяч учащихся из вышеупомянутых сельских и бедных районов были зачислены в ведущие вузы страны.